Успешная практика просвещения родителей МБДОУ № 3 "Берёзка" г. Сальска.

25.04.2025

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №3 «Берёзка» г. Сальска

 

Проект "Патриотические семейные традиции" как важный элемент просвещения родителей в формировании у дошкольников целостного восприятия истории, культуры и патриотизма в современных условиях.

“Патриотизм – это не лозунг, а живое чувство, которое берёт начало с первых шагов ребёнка в семье и детском саду. Особенно важно помнить об этом в год 80-летия Победы. Только говоря с детьми на одном языке – языке любви и уважения к истории, – мы воспитаем поколение уверенных, открытых и счастливых людей, по-настоящему гордящихся своей страной”

                                                                                                                          Лариса Тутова

Содержание психолого-педагогической работы дошкольного учреждения согласно ФОП ДО, нацелено на всестороннее развитие личности ребёнка. Одним из приоритетных направлений педагогической работы по воспитанию дошкольников является развитие таких личностных качеств ребенка, как патриотизм, уважение к традиционным ценностям. Цель педагогического просвещения родителей по патриотическому направлению – ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми.

Проектная деятельность позволяет родителям вместе с детьми стать субъектами образовательного процесса и глубоко погрузиться в изучение той или иной темы. Объединение детей, родителей и педагогов позволяет вывести взаимоотношения на новый уровень, организовать практику совместной познавательной деятельности, создать атмосферу сотворчества. Педагог осуществляет  координирование проектной деятельности, помогает родителям понять логику познавательной деятельности детей, направляет развитие проекта.

Актуальность проектной деятельности "Патриотические семейные традиции" связана с растущей необходимостью формирования у детей и их родителей чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторической памяти, а также уважения к культурному наследию. В условиях глобализации и информационного перегруза важно укрепить связь между поколениями, чтобы молодое поколение росло с пониманием ценностей своей истории и культуры. Патриотические традиции, передаваемые из поколения в поколение, служат основой для формирования идентичности и воспитания достойных граждан.

Практическая значимость проекта заключается в создании условий для взаимодействия родителей и детей, что способствует:

1. Укреплению семейных связей: Совместная работа над проектом способствует укреплению общения и сплоченности внутри семьи.

2. Сохранению исторической памяти: Проект помогает собрать и сохранить воспоминания о родственниках, участвовавших в важнейших событиях истории, что формирует уважение к прошлому.

3. Развитию исследовательских навыков: Участие в проектной деятельности развивает у детей и родителей навыки исследования, творчества и критического мышления.

4. Адаптации на местном уровне: Проект способствует популяризации культурных традиций и целостного подхода к краеведению, что актуально для каждой конкретной местности.

Новизна проекта "Патриотические семейные традиции" заключается в том, что он объединяет образовательные аспекты с глубокой личной вовлеченностью каждой семьи. Используя современные технологии и подходы, проект позволяет оживить семейные традиции и сделать их доступными для новых поколений через интерактивные форматы: выставки, мастер-классы, мультимедийные презентации. Такой подход формирует у детей интерес к истории как к живому процессу, а не как к статичному знанию.

Цель проектной деятельности заключается в формировании патриотического сознания у родителей и детей через исследование, сохранение и популяризацию семейных традиций, связанных с историческими событиями и памятными датами, что способствует более глубокому пониманию своей культурной идентичности и национальной истории.

Задачи.

1. Провести исследование семейных традиций, связанных с патриотическими событиями (подготовка к празднованию Дня города, Дня Победы).

2. Создать платформу для обмена опытом и знаниями о семейных историях между родителями.

3. Организовать мероприятия, которые будут снимать и обрабатывать исторический контент, создавая осознанность и интерес к изучению истории.

4. Разработать единые методические рекомендации для родителей по включению патриотических традиций в повседневную жизнь семьи.

Значимость практики "Патриотические семейные традиции" заключается в её способности интегрировать личные и образовательные аспекты в единый процесс, что может значительно повысить интерес родителей и детей к культуре и истории своей Малой Родины и страны в целом.

Данная практика:

1. Способствует формированию гражданской позиции: Позволяет воспитать гражданина, который с гордостью и добром идёт по жизни. Позволяет детям осознать свою роль в обществе и ответственность за его будущее.

2. Создает условия для активного участия семей в образовательном процессе: Участие родителей в обучении своих детей формирует единую образовательную среду.

3. Поддерживает культурное многообразие: Вовлекая различные семьи, проект показывает разнообразие традиций и практик, что обогащает образовательный процесс.

Проект "Патриотические семейные традиции" основывается на солидной нормативной и теоретической базе, что делает его не только актуальным, но и необходимым элементом просвещения родителей и детей. Внедрение проекта "Патриотические семейные традиции" требует опоры на ряд законодательных и теоретических основ, которые обеспечат его успешную реализацию и соответствие современным требованиям образования и воспитания.

 Конституция Российской Федерации: Статья 29 гарантирует свободу слова и обеспечение права на доступ к информации, включая информацию о культурном и историческом наследии страны. Проект способствует реализации этого права через просвещение родителей и детей.

 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации": Статья 2 определяет цель образовательной системы как воспитание граждан, осознающих свои права и обязанности, любовь к Родине и уважение к культурным ценностям.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) и федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО): ФГОС ДО и ФОП ДО подчеркивают важность воспитания патриотизма у дошкольников как ключевого элемента их формирования как граждан своей страны. Эти документы ориентированы на развитие у детей чувства гордости за свою страну, ее культуру и историю через разнообразные формы воспитательной работы.

 Программы и рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по изучению истории России, краеведения и культурного наследия.

Письмо Департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования от 28 марта 2024 г. №03-457 (г. Москва) «О внедрении в регионах Программы просвещения родителей» и приказом МО и ПО РО от 19 ноября 2024 № 1076 «О поэтапном внедрении программы просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации на территории РО».

Для теоретического обоснования практики, мы ссылаемся на имеющиеся исследования по данной проблеме и  теоретические положения:

1. Теория культурной памяти (Я. Хабермас, М. Альтюссер и др.) предполагает, что семья играет ключевую роль в передаче культурной памяти, и проект может служить платформой для возрождения и сохранения этой памяти через семейные традиции.

2. Социально-культурная теория Л. С. Выготского подчеркивает важность социальной среды для развития личности. Внедрение проекта в семейный контекст создаёт возможность для совместной деятельности и обмена опытом, что способствует социализации детей.

3. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже указывает на этапы развития мышления у детей и важность активного участия в познании. Проект способствует творческой активности и исследовательской позиции у детей, что соответствует этой теории.

4. Патриотическое воспитание (А. С. Макаренко) рассматривает патриотизм как важную составляющую воспитания, при этом акцентируется внимание на роли семьи. Этот проект обеспечивает вовлечение родителей в процесс воспитания патриотизма у детей.

5. Теория проектного обучения предполагает, что активное вовлечение участников в проект увеличивает степень усвоения материала и мотивацию к обучению. Проект "Патриотические семейные традиции" использует элементы проектного обучения для активизации интереса к патриотической тематике.

Таким образом, проект "Патриотические семейные традиции" способствует формированию гражданской идентичности, уважению к культурным ценностям и развитию исследовательских навыков, что имеет важное значение в современном образовательном контексте.

 

I.               Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап

   - Определение целей и задач проекта.

   - Формирование рабочей группы и распределение обязанностей.

   - Проведение анкетирования среди родителей для выявления уровня осведомленности о патриотических традициях.

2. Информационный этап

   - Организация семинаров для педагогов и родителей, на которых будут освещены цели и задачи проекта.

   - Подготовка информационных материалов по теме патриотических семейных традиций.

3. Практический этап

   - Проведение серии мероприятий: мастер-классов, выставок, соревнований, посвященных патриотическим темам.

   - Реализация краткосрочных проектов («День семейных традиций», «Городской альбом», «К Малой Родине - с любовью»,  «Экскурсии в исторические места», «Парад ребячьих войск», «Книга памяти» и т.д. ).

4. Аналитический этапХочу такой сайт

   - Оценка результатов проведенных мероприятий.

   - Обсуждение результатов с родителями и педагогами.

   - Подготовка отчета и рекомендаций по дальнейшим действиям.

II. Содержание проекта

Направление тем  мероприятий:

  - Значение семейных традиций в воспитании патриотизма.

  - Изучение исторических аспектов г. Сальска и Ростовской области.

  - Привлечение детей к традициям подготовки и празднования Дня города и Дня Победы.

 Основные задачи:

  - Формирование у детей и родителей чувства патриотизма.

  - Сохранение и передача культурного наследия.

  - Создание условий для совместной деятельности в семье.

III. Формы реализации

- Семинары и круглые столы: для обсуждения патриотических тем и обмена опытом.

- Мастер-классы: по изготовлению альбомов («Городской альбом», «Моя Малая Родина», «Книга Памяти» и т.д).

- Выставки и конкурсы: семейных традиций, поделок, рисунков.

- Экскурсии: в места исторической значимости, краеведческие мероприятия.

- Квесты и соревнования: на знание истории и традиций.

  IV. Методы реализации

- Метод проекта: создание и реализация совместных проектов.

- Игровые технологии: использование игр для подготовки и реализации мероприятий.

- Интерактивные методы: использование мультимедийных ресурсов, презентаций, видео и т.д.

- Исследовательский метод: поощрение детей и родителей к исследованию истории семьи и региона.

 V. Условия для реализации

- Сотрудничество с родителями: вовлечение родителей в процессы организации и проведения мероприятий.

- Обучение педагогов: повышение квалификации воспитателей в области патриотического воспитания.

- Создание комфортной среды: запуск специализированных уголков для патриотического воспитания в группе.

VI. Ожидаемые результаты

- Повышение уровня осведомленности родителей и воспитанников о патриотических традициях.

- Формирование у детей положительных эмоциональных откликов и чувства гордости за свою страну.

- Сохранение и популяризация культурных и семейных традиций.

- Укрепление взаимодействия между воспитателями и родителями, создание сообщества вокруг идеи патриотического воспитания.

VII. Ресурсное обеспечение

- Материалы и оборудование для мастер-классов, выставок, создание информационных буклетов.

- Человеческие ресурсы: привлечение специалистов ДОО для проведения семинаров и мастер-классов.

- Сотрудничество с местными учреждениями: музеями, библиотеками, учреждениями культуры  для реализации совместных мероприятий.

- Вовлечение родителей через мероприятия, позволяющие им активно участвовать в проекте, делиться собственными традициями и опытом.

Проект "Патриотические семейные традиции" станет важным шагом в воспитании у детей чувства любви к своей стране, уважения к истории и культурному наследию, а также в укреплении семейных связей и традиций.

Перспективы распространения и внедрения результатов просветительской деятельности

1. Технологичность:

   - Использование мультимедийных и информационных технологий для создания интерактивных программ, электронных плакатов для педагогов и родителей.

   - Использование  интернет-мессенджеров для представления материалов, ресурсов и рекомендаций по патриотическому воспитанию.

2. Востребованность:

   - Учитывая актуальность патриотического воспитания и укрепления семейных традиций, программа будет востребована как среди родителей, так и среди педагогов.

   - Исследования показывают, что родители и воспитатели заинтересованы в развитии навыков патриотизма у детей, что делает программу актуальной и нужной.

3. Возможность использования на практике:

   - Разработанные методические рекомендации и программы мероприятий могут быть успешно интегрированы в образовательный процесс различных ДОУ.

   - Возможность адаптации материалов к местным условиям и культурным особенностям региона, что повысит их практическую ценность.

   - Позитивный опыт, полученный в рамках проекта, можно будет представлять на конференциях, семинарах и мастер-классах, что способствует его дальнейшему распространению.

Проект "Патриотические семейные традиции" создаст платформу для обмена опытом, позволит интегрировать результаты проекта в региональную систему дошкольного образования и обеспечит устойчивое развитие патриотического воспитания. Проект способен стать моделью для других регионов, что будет способствовать укреплению семейных традиций и формированию у детей чувства патриотизма.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».