1. Общие положения.
1.1.Настоящее Положение устанавливает порядок создания и оформления
рабочей программы, разрабатываемой педагогами (далее Рабочая программа)
МБДОУ №3 «Берёзка» г. Сальска (далее ДОО), реализующего
образовательные программы дошкольного образования.
1.2. Данное положение устанавливает цели и задачи рабочей программы,
разработанной на основе ФГОС ДО и ФОП ДО (ФАОП ДО), технологию
разработки, структуру, требования к содержанию и организации
образовательной деятельности, регламентирует рассмотрение и утверждение
рабочих программ, а так же дополнения и изменения в программах и их
хранение в ДОО.
1.3 Настоящее Положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями от 17 февраля 2023 г.;
Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ “О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных
требованиях в Российской Федерации»
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (ФГОС ДО) с изменениями от 8 ноября 2022 г.;
Приказом Минобрнауки России от 31.07.2020 № 373 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования"с изменениями от 1 декабря 2022 г;
Конвенцией о правах ребенка ООН;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной
программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 №
71847);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован 27.01.2023
№ 72149);
Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи";
Уставом МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска.
1.4. Рабочая программа – нормативный документ ДОО, характеризующий
систему
организации
образовательной
деятельности
на
основе
образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 3
«Берёзка» г. Сальска и реализуемой дошкольным учреждением
применительно к конкретной возрастной группе с учётом ФГОС ДО и ФОП
ДО (ФАОП ДО), национально-регионального и локального компонентов.
1.5. Структура рабочей программы является единой для всех педагогических
работников, выполняющих обязанности в ДОО.
1.6. Воспитатели ДОО, работающие в одной группе совместно разрабатывают
рабочую программу для контингента воспитанников этой группы. Учительлогопед разрабатывает рабочую программу на свою группу с учётом
возрастных и прочих особенностей контингента воспитанников. Педагогпсихолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
разрабатывают рабочую программу на каждую возрастную параллель с
учётом особенностей контингента воспитанников.
1.7.
Проектирование
содержания
образования
осуществляется
педагогическими
работниками
в
соответствии
с
уровнем
их
профессионального мастерства и авторским видением.
2. Порядок разработки и утверждения рабочей программы педагога.
2.1. Рабочая программа разрабатывается педагогами образовательной
организации самостоятельно в соответствии с настоящим Положением и
реализуемой образовательной программой дошкольного образования,
разработанной и утвержденной образовательной организацией.
2.2. Разработка содержания рабочей программы должна отвечать ведущему
критерию – соответствие современному содержанию и технологиям
дошкольного образования, основным направлениям личностно –
ориентированного взаимодействия с воспитанниками ДОО; принципам,
заложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования и в ФОП ДО.
2.3. Рабочая программа должна отвечать следующим характеристикам:
• целостность – обеспечение согласованности и полноты взаимодействия
и последовательности действий для реализации цели;
• реалистичность – соответствие цели и предлагаемых средств её
достижения;
• актуальность – ориентация на потребности сегодняшнего дня системы
дошкольного образования детей;
• прогностичность – способность в планируемых целях и действиях
проектировать эффективные решения;
• рациональность – определение таких способов достижения цели,
которые в конкретных условиях позволят получить максимально
достижимый результат;
• контролируемость – определение ожидаемых результатов на основе
отражения соответствующих способов их проверки;
• корректируемость – своевременное обнаружение и быстрое
реагирование на возникшие отклонения и изменения.
2.4. Рабочая программа должна:
• чётко определять её место в образовательной программе дошкольного
образования, задачи;
• реализовать системный подход в подборе программного материала;
• конкретно определять требования компетентностям;
• рационально определить формы организации образовательной
деятельности с учётом возрастных особенностей воспитанников ДОО.
2.5. Основными характеристиками рабочей программы являются:
развивающий характер, учёт возможностей самовыражения воспитанников,
комплексный и интегрированный подход к содержанию, сочетание
коллективных и индивидуальных форм педагогической деятельности,
показатели результативности освоения детьми того или иного уровня
содержания.
2.6. Рабочая программа разрабатывается педагогами ежегодно на текущий
учебный год (с учетом сроков функционирования образовательной
организации в летний период).
2.7. Рабочие программы, разработанные в соответствии с настоящим
Положением, рассматриваются ежегодно на Педагогическом совете ДОО. По
результатам рассмотрения рабочих программ оформляется протокол, в
котором указывается принятое решение.
После рассмотрения рабочих программ на заседании Педагогического совета
программы утверждаются приказом руководителя образовательной
организации до 10 сентября текущего года, и каждая программа заверяется на
титульном листе подписью руководителя образовательной организации.
2.8. Контроль за качеством реализации рабочей программы осуществляет
старший воспитатель в соответствии с должностными обязанностями.
3. Структура рабочей программы педагога определяется настоящим
Положением в контексте действующих нормативных документов.
Рекомендуемая структура рабочей программы:
Титульный лист, который должен содержать: название рабочей
программы (по центру), наименование ДОО (по центру вверху страницы),
ФИО и должность руководителя, утвердившего рабочую программу (в шапке
в правом верхнем углу), сведения об утверждении программы (кем и когда, №
приказа - в правом верхнем углу), возрастную категорию воспитанников и
название группы, сроки реализации рабочей программы (учебный год),
сведения о разработчиках (ФИО, категория), название населённого пункта и
год составления (по центру внизу). (Приложение № 1).
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и
организационный. (Приложение № 2).
1.Целевой раздел включает в себя:
пояснительную записку, которая должна содержать: нормативноправовую основу построения рабочей программы, направленность
группы, контингент воспитанников и их семей, срок реализации; цели
и задачи, соответствующие ФОП ДО; принципы ФОП ДО,
установленные ФГОС ДО;
планируемые результаты освоения программы в соответствии с
возрастом контингента воспитанников;
инструментарий
педагогической
диагностики
достижения
планируемых результатов.
2.Содержательный раздел включает
Планирование образовательной деятельности (задачи и содержание
образования) детей конкретного возраста по всем пяти образовательным
областям ФГОС ДО и ФОП ДО, осуществляемую в процессе
организации различных видов детской деятельности в соответствии с
таблицей. (Приложение №3).
Тематическое планирование в рамках возрастной группы.
Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы.
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик.
Способы и направления поддержки детской инициативы.
Планирование взаимодействие с семьями детей по реализации
образовательной программы ДОО.
Коррекционная работа прописывается совместно с узкими
специалистами или берется из их РП.
Планирование по реализации рабочей программы воспитания ДОО.
3.Организационный раздел содержит
Описание организации РППС (описываются центры активности, их
насыщение в группе; описывается пространство ДОУ, его помещения,
которые используются для реализации Рабочей программы данной
возрастной группы, участок ДОУ) в соответствии с таблицей.
(Приложение № 4).
Методические материалы и средства обучения и воспитания.
Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных и
анимационных произведений для реализации программы.
Особенности ежедневной организации жизни и деятельности
воспитанников группы (прописываются стабильные компоненты
образовательной деятельности, осуществление привычных для детей
ритуалов: сон, питание, прогулка, занятия (расписание занятий,
учебный план), утренняя гимнастика, гимнастика после сна,
обсуждение предстоящих дел, традиционные моменты и т. д.
Режим и распорядок дня дошкольной группы.
4.Корректировка рабочей программы педагога
4.1. Образовательная организация может вносить изменения и дополнения в
содержание рабочих программ, рассмотрев и утвердив их на заседании
педагогического совета.
4.2. Основанием для рассмотрения вопроса о корректировке рабочей
программы может служить следующее: карантин, наложенный на
образовательную организацию, вследствие чего дети не посещают
образовательную организацию; результаты углубленной психологопедагогической диагностики, показывающий заниженный или завышенный
уровень предлагаемого для усвоения материала, другое.
4.3. Корректировку рабочей программы осуществляют разработчики рабочей
программы (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед и др.).
5. Оформление и хранение рабочей программы педагога.
5.1. Рекомендуется оформление и набор текста рабочей программы на
компьютере. Набор текста производится в текстовом редакторе Microsoft
Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, с одной стороны листа формата
А4. Межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся,
выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля: левое – 30 мм; правое – 15 мм;
верхнее и нижнее - 20 мм. Центровка заголовков и абзацы в тексте
выполняются при помощи средств Word. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Программа прошивается, пронумеровывается и закрепляется
печатью ДОО и подписью ответственного лица (руководитель, заместитель,
старший воспитатель и др. лица по приказу).
5.2. В течение учебного года оригинал рабочей программы педагога находится
на его рабочем месте. Электронные копии рабочих программ находятся у
старшего воспитателя. По истечении срока реализации рабочая программа
хранится в документах образовательной организации 5 лет (на бумажном
носителе).
6. Контроль.
6.1. Контроль осуществляется в соответствии с годовым планом ДОО.
6.2. Ответственность за полноту и качество реализации рабочей программы
возлагается на воспитателей и специалистов ДОО.
6.3. Ответственность за контроль полноты реализации рабочих программ
возлагается на старшего воспитателя ДОО.
7. Заключительные положения.
7.1. Настоящее Положение о рабочей программе является локальным
нормативным актом ДОО, принимается на Педагогическом совете и
утверждается приказом заведующего ДОО.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии с действующим
законодательством РФ.
7.3. Положение принимается на неопределённый срок.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.
Приложение № 1.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Берёзка» г. Сальска
(МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска)
РАССМОТРЕНА
УТВЕРЖДЕНО.
на педагогическом совете
МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска
Заведующий МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска
_________________Е.С.Сагарь
Протокол от «01» сентября 2023 г. № 1
Приказ от «01» сентября 2023 г. № ______
Рабочая программа
по реализации направлений обучения и воспитания
детей группы общеразвающей направленности
от 3 до 4 лет «Карамельки»
на 2023 – 2024 учебный год.
Разработчик:
воспитатель (ФИО)
Сальск, 2023 г.
Приложение № 2.
№ п/п
I
1.1.
Содержание
Целевой раздел
Пояснительная записка (нормативно-правовая основа построения
рабочей программы, направленность группы, контингент воспитанников
и их семей, срок реализации Программы).
Цели и задачи реализации рабочей программы.
1.1.2.
Принципы и подходы формирования рабочей программы.
1.1.3.
Характеристики особенностей развития детей второй младшей
1.2
группы (четвертый год жизни).
Планируемые результаты освоения Программы к четырём годам.
1.3.
Педагогическая диагностика достижения планируемых
1.4.
результатов.
Содержательный раздел
II
Задачи и содержание образования (обучения и воспитания)
2.1
по образовательным областям для детей второй младшей группы.
2.1.1.
2.1.2.
2.1.3.
2.1.4.
2.1.5.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
III
3.1
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Комплексно – тематическое планирование в рамках возрастной
группы.
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
рабочей программы.
Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик.
Способы и направления поддержки детской инициативы.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Направления и задачи коррекционно-развивающей работы.
Комплексно - тематический план воспитательной и образовательной
работы в рамках регионального компонента.
Организационный раздел
Особенности
организации
развивающей
предметнопространственной среды.
Материально – техническое обеспечение рабочей программы,
обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания.
Примерный перечень литературных, музыкальных,
художественных, анимационных произведений для реализации
рабочей программы.
Особенности ежедневной организации жизни и деятельности
воспитанников группы.
Режим и распорядок дня для воспитанников данной группы .
Стр.
Приложение № 3.
Планирование образовательной деятельности детей по всем пяти образовательным областям ФГОС ДО И ФОП
ДО. _______________________________________________________
(возрастная группа)
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
Задачи
Содержание
Инструментарий для решения
задач
РППС (условия и средства)
Пособия, УМК, парциальные
программы;
формы, методы, приёмы, технологии,
техники
Образовательная область «Познавательное развитие».
Задачи
Содержание
Инструментарий для решения
задач
РППС (условия и средства)
Образовательная область «Речевое развитие».
Задачи
Содержание
Инструментарий для решения
задач
РППС (условия и средства)
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».
Задачи
Содержание
Инструментарий для решения
задач
РППС (условия и средства)
Образовательная область «Физическое развитие».
Задачи
Содержание
Инструментарий для решения
задач
РППС (условия и средства)
Приложение № 4.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Центры активности, зоны, уголки,
помещения, пространство ДОО,
участок.
Оборудование, содержательное насыщение игровым,
познавательным материалом.
Необходимо дополнить.