Положение о группе компенсирующей направленности

1. Общие положения.
1.1.
Положение
регулирует
деятельность
группы
компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее по тексту - ТНР) в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 3
«Берёзка» г. Сальска (далее МБДОУ).
1.2. Настоящее положение разработано с целью предоставления каждому ребенку,
имеющему недоразвитие речи, необходимой коррекционно-педагогической и медикосоциальной помощи.
1.3. Нормативными основаниями для деятельности группы компенсирующей
направленности являются:
— ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17.10.
2013 г. N 1155) "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования";
— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г.
N 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования»;
— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации (от 06.08. 2020 г. N
Р-75) "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 г. №
Р-93 «Об утверждении положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации»;
— Устав МБДОУ.
1.4. Открытие группы компенсирующей направленности осуществляется приказом
заведующего МБДОУ (в соответствии с рекомендациями ТПМПК).
1.5. Плата за содержание детей в группе компенсирующей направленности
взимается с родителей в размерах, установленных законодательством РФ.
2. Порядок приема в группу компенсирующей направленности.
2.1. Списочный состав детей, нуждающихся в получении логопедической помощи,
формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения ребенка, рекомендаций ТПМПК и ППк. В группу
компенсирующей направленности зачисляются дети с ТНР в возрасте 5 -7 лет с
нормальным слухом и интеллектом на основании заключения ТПМПК.
2.2. Приему в группу компенсирующей направленности дошкольного
образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в
развитии:
- с недоразвитием речи, обусловленной умственной отсталостью;
- деменцией органического, шизофренического и эпилептического генеза;
- грубыми нарушениями зрения, слуха, двигательной сферы, приводящие к
ограничению самообслуживания;
- нарушением общения в форме раннего детского аутизма;
- наличием психопатоподобного поведения.
2.3. Зачисление детей в группу компенсирующей направленности производится
только по заявлению родителей (законных представителей) и оформляется приказом

заведующего МБДОУ. В случае отказа родителей (законных представителей) от
коррекционно - развивающего сопровождения ребенка в группе компенсирующей
направленности, отказ оформляется в письменном виде.
2.4.Заведующий ДОУ несет ответственность за прием детей в группу
компенсирующей направленности в соответствии с данным Положением.
2.5. Комплектование группы компенсирующей направленности осуществляется
обычно в конце учебного года.
2.6. Наполняемость группы компенсирующей направленности определяется
речевым заключением в соответствии с Приказом Министерства просвещения РФ от 31
июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» и в соответствии с п.1311.
СанПиН 2.4.1.3648-20 от 28.09.2020г.
2.7. Состав группы компенсирующей направленности должен быть постоянным (не
более 12 человек). В группу компенсирующей направленности зачисляются дети с ТНР
преимущественно одного возраста и уровня речевого развития. Дополнительный набор
может осуществляться по заключениям ТПМПК (в сентябре) при наличии свободных мест.
2.8. Длительность пребывания воспитанников в группе компенсирующей
направленности зависит от уровня развития и динамики коррекции речевого нарушения и
обычно составляет 2 года. В исключительных случаях допускается пребывание детей в
группе еще один год, с дублированием подготовительной к школе группы при дефектах
речи, обусловленных нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата
(дизартрия, ринолалия) и др.
2.9. В случае необходимости уточнения диагноза и продления срока обучения по
АОП, родителям логопата рекомендуется провести обследование ребенка врачами специалистами (неврологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) для
повторного обращения в ТПМПК.
2.10. Выпуск детей из группы компенсирующей направленности проводится ППк,
по завершению срока обучения в конце учебного года.
2.11. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в группе
компенсирующей направленности несут родители (законные представители), учительлогопед, воспитатель и заведующий ДОУ.
3.Задачи организации группы компенсирующей направленности.
3.1. Цель организации группы компенсирующей направленности: создание
целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции
нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении дошкольных
образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в
общеобразовательной школе.
3.2. Основные задачи группы компенсирующей направленности дошкольного
образовательного учреждения:
— коррекция нарушений устной речи детей;
— формирование правильного произношения, усвоение лексических и
грамматических средств языка, развитие навыков связной речи;
— своевременное предупреждение нарушений чтения и письма;

— активизация познавательной деятельности детей;
— коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
— пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных
представителей)
4.Организация и содержание деятельности группы компенсирующей
направленности.
4.1. Группа компенсирующей направленности функционирует в режиме полного
рабочего дня (с 10,5-часовым пребыванием детей), в режиме 5-дневной рабочей недели.
4.2. Группа компенсирующей направленности открывается в помещении,
отвечающем санитарным нормам и правилам пожарной безопасности, оборудованном в
соответствии с требованиями коррекционной педагогики и психологии, ФГОС ДОО.
4.3. Группа компенсирующей направленности и логопедический кабинет
оснащены необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом
специфики коррекционной работы.
4.4. В группе компенсирующей направленности предусматривается четкая
организация всего коррекционно-развивающего процесса:
— своевременное обследование речевого развития детей (логопедическая
диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное
диагностические мероприятия в сентябре и мае продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое);
— рациональное расписание организованной образовательной деятельности и
логопедических занятий (логопедические занятия в группе компенсирующей
направленности проводятся согласно расписанию организованной образовательной
деятельности с учетом режима работы дошкольной организации, графика работы учителялогопеда и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста);
— планирование коррекционной работы с детьми (логопедические занятия
проводятся в индивидуальной или групповой/подгрупповой форме); количество и
периодичность занятий определяются учителем-логопедом;
— оснащение их необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
— совместная работа учителя-логопеда с воспитателями, родителями и
специалистами ДОУ.
4.5. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются
логопедические занятия (групповые, подгрупповые, индивидуальные). Занятия проводятся
в соответствии с рабочей программой учителя-логопеда. Рекомендуемая периодичность
проведения логопедических занятий для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключения
ТПМПК, составляет не менее 2 занятий в неделю (групповых/подгрупповых,
индивидуальных).
4.6. Продолжительность групповых (фронтальных) логопедических занятий
определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и
составляет: — для детей от 5 до 7 лет - не более 25 минут;
4.7. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется
тяжестью нарушения речевого развития детей. Продолжительность подгрупповых

логопедических занятий составляет 15-20 минут. Индивидуальные логопедические занятия,
как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных сеткой занятий МБДОУ, с учетом
режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития
детей дошкольного возраста. Продолжительность индивидуального занятия по постановке
и автоматизации звуков составляет 10-15 минут.
4.8. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между
индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут. 4.9. В рабочее время учителядефектолога (учителя-логопеда) включается непосредственно педагогическая работа с
детьми из расчета 20 часов в неделю на ставку заработной платы, а также методическая,
подготовительная и организационная деятельность.
4.9. В группе компенсирующей направленности
осуществляются
дифференцированное обучение и воспитание детей с различными речевыми нарушениями.
Для реализации дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей, имеющих
различные речевые нарушения, в МБДОУ функционируют следующие подгруппы:
- подгруппа с общим недоразвитием речи первого года обучения;
- подгруппа с общим недоразвитием речи второго года обучения.
Учитель-логопед, кроме проведения логопедических занятий:
— проводит профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и
письма;
— готовит документы для обследования детей в психолого-медико-педагогической
комиссии, с целью определения в специальные группы;
— осуществляет взаимодействие с педагогами и родителями по вопросам освоения
детьми программы дошкольного образовательного учреждения;
— повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно
действующим нормативным документам;
— участвует в работе РМО учителей-логопедов;
— представляет администрации дошкольного образовательного учреждения и
руководителю РМО учителей-логопедов ежегодный отчет, содержащий сведения о
количестве детей с нарушениями речи в МБДОУ, о результатах коррекционноразвивающей работы;
— поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных
учреждений, с учителями - логопедами и учителями начальных классов
общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся с ОВЗ;
— информирует педагогический коллектив МБДОУ о задачах, содержании и
принципах работы группы компенсирующей направленности;
— ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей
(законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике
логопедической работы по преодолению нарушений речи;
— планирует (совместно с другими специалистами) и организует
целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;
— координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую
помощь детям с отклонениями в развитии;
— принимает участие в составлении индивидуальных программ развития
(воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного
учреждения);
— ведет необходимую документацию.

5. Руководство и штаты.
5.1. Руководитель ДОУ:
— осуществляет систематический контроль и несет ответственность за
наполняемость, правильную организацию в группе компенсирующей направленности
образовательного процесса и проведение всего комплекса мероприятий, направленных на
коррекцию отклонений в развитии детей, повышение квалификации педагогов, проводит
анализ эффективности работы в данных группах;
— обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционнопедагогической работы;
— подбирает в группу компенсирующей направленности постоянных
воспитателей, имеющих педагогическое образование и опыт работы с детьми старшего
дошкольного возраста; — обеспечивает логопедический кабинет специальным
оборудованием, методической литературой.
5.2. В штат МБДОУ вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на
каждую группу компенсирующей направленности.
5.3.
Учителями-логопедами
назначаются
лица,
имеющие
высшее
дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным
прохождением курсов переподготовки по специальности «Дефектология» (логопедия).
5.4. Права и обязанности педагогических работников и обслуживающего персонала
группы компенсирующей направленности определяются Правилами внутреннего
трудового распорядка, должностными инструкциями и другими локальными актами.
5.5. Оплата труда и продолжительность ежегодных отпусков сотрудникам группы
компенсирующей направленности установлены в соответствии с нормативами,
предусмотренными для персонала специальных (коррекционных) образовательных
учреждений (групп) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
6. Материально-техническое и финансовое обеспечение.
6.1 . Для организации занятий с детьми группы компенсирующей направленности
в помещении МБДОУ оборудован логопедический кабинет, отвечающий санитарногигиеническим нормам, оснащенный необходимым оборудованием, учебно-наглядными
пособиями с учетом специфики коррекционной работы.
6.2. Ответственность за оснащение логопедического кабинета оборудованием, его
санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию ДОУ.
6.3. Оплата труда учителя-логопеда МБДОУ осуществляется в соответствии с
тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) с повышением тарифной
ставки (должностного оклада) за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
6.4. Педагогическим работникам, младшим воспитателям работающим с детьми
группы компенсирующей направленности, повышаются тарифные ставки (должностные
оклады) за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».