Программа развития МБДОУ №3 "Берёзка" г. Сальска на 2024-2029 гг.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ.
1. Паспорт.
2. Информация о МБДОУ.
3. Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного процесса
МБДОУ.
4. Концепция развития МБДОУ.
5.Мероприятия по реализации программы.
6. Приложения.
6.1. Подпрограмма «Реализация Федеральной образовательной программы в
МБДОУ».
6.2. Подпрограмма «Здоровье».
6.3 Подпрограмма «Управление качеством дошкольного образования».
7. Планируемые результаты реализации программы.

2

1. Паспорт Программы
Наименование
Программы
Основание для
разработки
Программы

Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Берёзка» г.
Сальска
Федеральный уровень
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года» от 13.01.2015г.
- «Профессиональный стандарт» от 18.10.2013г. № 554н
- Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25
Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989г.);
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
- Приказ Минобрнауки России от 31.07.2020 № 373 "Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным
программам дошкольного образования";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
25.11.2022
№
1028
"Об
утверждении
федеральной
образовательной программы дошкольного образования"
(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847);
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2023 г. № 3233-р
«О плане мероприятий по реализации Стратегии комплексной
безопасности детей в РФ на период до 2030 г.»
- «Рекомендации по формированию инфраструктуры
дошкольных образовательных организаций и комплектации
учебно-методических
материалов
в
целях
реализации
образовательных программ дошкольного образования» (утв.
Министерством просвещения РФ 26 декабря 2022 г.).
Региональный уровень
- «Областной закон об образовании в Ростовской области» от
14.11.2013 N 26 - ЗС "Об образовании в Ростовской области»
(принят 29.10.2013г.)
- Постановление от 17.10.2018 г. № 646 «Об утверждении
государственной программы Ростовской области «Развитие
образования» (с изменениями на 21 февраля 2024 года).
3

Цель и задачи
Программы

Сроки
реализации
Программы

Муниципальный уровень
- Приказ УО Сальского района от 04.05.2023 г. № 311 «Об
организации работы по введению ФОП дошкольного
образования».
Локальный уровень
- Устав МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска.
- Приказ МБДОУ № 3 «Берёзка» от 01.09.2023 г. № 27 «Об
утверждении Дорожной карты по изучению и внедрению
Федеральной
образовательной программы дошкольного
образования (ФОП ДО) в МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска»;
- Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ
№ 3 «Берёзка» г. Сальска.
Цель Программы: Повышение качества дошкольного образования
МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска через реализацию ФОП ДО.
Задачи Программы:
1. Повысить эффективность управленческой деятельности
МБДОУ путем внедрения новой модели управления.
2. Повысить качество содержание образовательного процесса в
дошкольном учреждении на основе внедрения инновационных
технологий, методик: технологии проектирования,
информационно коммуникационные технологии, интеграции
образовательного процесса.
3. Реализовывать образовательную программу дошкольного
образования МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска в соответствии с
требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО.
4. Совершенствовать уровень повышения квалификации
и переподготовки педагогических работников на основе учета
требований Профессионального стандарта педагога и ФОП ДО.
5. Осуществлять поддержку и взаимодействие семьи и МБДОУ.
6. Организовать в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП
ДО развивающую предметно-пространственную среду.
7. Осуществлять материально-техническое оснащение МБДОУ в
соответствии с «Рекомендациями по формированию
инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и
комплектации учебно-методических материалов в целях
реализации образовательных программ дошкольного
образования» (утв. Министерством просвещения РФ 26 декабря
2022 г.).
Реализация Программы осуществляется в период с 2024 г. по
2029 г.
1.Организационно-подготовительный этап (2024 г.).
2. Внедренческий (основной) этап (2025–2028 гг.).
3.Итогово - аналитический этап (2029 г.).
4

Исполнители
Программы

Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение «Детский сад № 3 «Берёзка» г. Сальска

Объемы и
источники
финансирования
Предполагаемые конечные
результаты
реализации
Программы

Бюджетные средства.

Контроль
исполнения
Программы

1. Обновленная структура и содержание образования через
реализацию инновационных, в том числе здоровьесберегающих
технологий (достижение показателей выполнения показателей
муниципального задания – 72%).
2. Создание благоприятных условий развития воспитанников в
соответствии с их возрастными и индивидуальными,
психологическими и физиологическими особенностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка
(достижение стабильных результатов освоения воспитанниками
образовательной программы – не менее 90%).
3. Создание в МБДОУ новых форм работы с детьми, внедрение
инновационных игровых технологий и проектного метода в
образовательный процесс.
4. Повышение квалификации педагогических работников в
соответствии с «Законом об Образовании» один раз в три года за
счет бюджетных, внебюджетных, дистанционных курсов (100%).
5. Мотивация родителей к взаимодействию с МБДОУ через
просветительские, информационные и досуговые мероприятия
(90%).
6. Обогащение материально – технической базы и развивающей
предметно-пространственной среды в соответствии с
требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО (80%).
7. Реализация планов сотрудничества с социокультурными
учреждениями. Создание эффективной системы управления
качеством дошкольного образования.
- Внешний контроль за реализацией Программы
осуществляет управление образования Сальского района
- Внутренний контроль за реализацией Программы
осуществляют органы управления МБДОУ № 3 «Берёзка» г.
Сальска на основе организации текущего и итогового контроля,
отчета о результатах самообследования.
2. Информационная справка

1. Общие сведения.
Полное название: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 3 «Берёзка» г. Сальска
5

Юридический адрес: 347632, Россия, Ростовская обл, Сальский р-н, Сальск г,
Чернышевского ул, дом № 133Е
Телефон: +7(863)725-50-04
e-mail: sagarelena@mail.ru
сайт: https://berezka3-salsk.tvoysadik.ru
Заведующий: Сагарь Елена Сергеевна
Приоритетное направление в образовательной деятельности: физическое,
социально-коммуникативное, познавательное развитие дошкольников, коррекция
нарушений речевого развития.
Краткая историческая справка:
После завершения строительства нового детского сада и сдачи объекта, на
основании постановления Администрации Сальского района от 13.01.2023 № 21
«О создании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 3 «Березка» г. Сальска», была создана
образовательная организация МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска. Постановлением
Администрации Сальского района от 03.02.2023 г. № 134 был утверждён Устав
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 3 «Березка» г. Сальска. 23.03.2023 года, в единый
государственный реестр юридических лист была внесена запись о создании
юридического лица Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 3 «Березка» г. Сальска» (МБДОУ № 3 «Берёзка» г.
Сальска.)
Сведения о Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении «Детский сад № 3 «Березка» г. Сальска внесены в Единый
государственный реестр юридических лиц за ОГРН 11236100007549, дата
присвоения ОГРН 23.03.2023, что подтверждается Свидетельством серии 6174
выданным налоговым органом по месту нахождения Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы № 4 по Ростовской области.
Проектная мощность и реальная наполняемость: 80 детей, списочный состав 77
воспитанников.
Перечисление помещений и сооружений МБДОУ:
Дошкольное образовательное учреждение владеет, пользует и распоряжается
закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в
соответствии с его назначением, Уставом и законодательством Российской
Федерации. Дошкольное образовательное учреждение несет
ответственность перед собственником за сохранность и эффективное
использование закрепленного за ним имущества.
Педагогический блок:
- 4 групповых помещения, которые состоят из групповой комнаты, умывальной,
сан.узла, спальной комнаты, раздевалки;
- кабинеты и залы: кабинет заведующего, методический кабинет, кабинет
учителя-логопеда, кабинет психолога, кабинет кружковой работы, музыкальный
6

(совмещенный с физкультурным) зал, медицинский кабинет, процедурный
кабинет.
В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к
организации развивающей предметно-пространственной среды оборудованы
центры игровой активности для организации разнообразной детской деятельности
(как самостоятельной, так и совместной с воспитателем).
Медицинский блок:
медицинский кабинет, процедурный кабинет.
Хозяйственный блок:
пищеблок, прачечная, подсобные помещения, овощехранилище.
На территории детского сада размещены: прогулочные и игровые площадки,
спортивная площадка, транспортная площадка, цветочные клумбы, декоративные
деревья и кустарники.
Учредители МБДОУ: Учредителем Учреждения является муниципальное
образование «Сальский район». Полномочия Учредителя образовательного
учреждения осуществляет управление образования Сальского района.
2. Учредительные документы.
- Устав утвержденный постановлением Администрации Сальского района от
03.02.2023 г. № 134.
- лицензия на право осуществления образовательной деятельности.
Регистрационный номер лицензии: № Л035-01276-61/00672961 от 24 августа 2023
года;
3. Структура МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска.
Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения
является группа детей.
Общее количество групп: в настоящее время в МБДОУ функционируют 3 группы
общеразвивающей направленности, 1 группа комбинированной направленности.
Списочный состав 77 воспитанников.
- группа общеразвивающей направленности от 2-х месяцев до 3 - лет;
- группа общеразвивающей направленности 3-4 лет;
- группа общеразвивающей направленности 4-5 лет;
- группа комбинированной направленности 5-7 лет.
4. Кадровый потенциал МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска.
4.1. Общие сведения:
Всего сотрудников - 30, из них административный состав - 2 человека,
педагогический персонал - 10 человек, учебно - вспомогательный персонал - 6
человек, обслуживающий персонал – 12 человек.
4.2. Сведения о педагогических кадрах:
Образовательный ценз
- высшее образование – 4 человека - 40%;
средне-профессиональное - 6 человек - 60%.
Квалификационная категория
7

- высшая категория – 1 чел. - 10%;
- первая категория - 1 чел. - 10%;
Педагогический стаж
до 5 лет - 4 чел- 40%; 5-10 лет – 2 чел.-20%; 10-15 лет – 1 чел.- 10%; 15-20 лет 0 чел- 0 %;
свыше 25 лет - 3 чел - 30%.
Воспитатели: 6 человек.
Специалисты: старший воспитатель, музыкальный руководитель, учительлогопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре (внутреннее
совместительство).
5. Анализ социальной ситуации
МБДОУ осуществляет взаимодействие со следующими социокультурными
учреждениями:
- Администрацией Сальского района (учредитель);
- Муниципальным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центром диагностики и
консультирования Сальского района;
- Государственным бюджетным учреждением Ростовской области «Центральная
районная больница» в Сальском районе;
- МБОУ СОШ № 5 Сальска;
- Детским библиотечно информационным центром № 5 МБУК «ЦБО» г. Сальска
3. Проблемно-ориентированный анализ
Развивающая предметно-пространственная среда помещений детского
сада
находится на должном уровне, пополняется в соответствии с
«Рекомендациями
по
формированию
инфраструктуры
дошкольных
образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов
в целях реализации образовательных программ дошкольного образования» (утв.
Министерством просвещения РФ 26 декабря 2022 г.). Она включает ряд базовых
компонентов, необходимых для полноценного физического, художественноэстетического,
познавательного, социально-коммуникативного и речевого
развития детей. В МБДОУ к ним относятся экологические, природные объекты,
физкультурно-игровые
сооружения,
предметно-игровая
среда,
детская
библиотека, игротека
и
видеотека,
предметно-развивающая
среда
организованной образовательной деятельности и др.
В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к
организации предметно-развивающей среды, оборудованы центры активности для
организации разнообразной детской деятельности (как самостоятельной, так и
совместной с воспитателем).
Проблемное поле: Проблема недостаточного количества (или отсутствия)
оборудования для обеспечения образовательного процесса (в соответствии с
требованиями образовательной программы). Недостаточная обеспеченность
образовательных программ пакетом методико-диагностических и практических
материалов. МБДОУ
имеет типовое здание с административными и
служебными помещениями: каждая групповая ячейка имеет следующий набор
8

помещений: групповая комната, спальная комната, раздевалка, туалетная комната.
Учреждение постоянно работает над укреплением материально-технической базы.
На территории МБДОУ находятся игровые площадки со спортивно – игровыми
конструкциями, песочницами; спортивная площадка, отдельная площадка с
разнообразным спортивным оборудованием; транспортная площадка для
изучения ПДД. Так как здание детского сада вновь построенное (2023 г.), ремонт
помещений не требуется. Материальная база, по возможности, постоянно
обогащается и пополняется. В МБДОУ
ведётся постоянная работа по
созданию материально-технических и хозяйственных условий необходимых
для
эффективной
работы.
Высокая
конкуренция
на
рынке
образовательных услуг заставляет организовывать деятельность дошкольного
учреждения в режиме развития, что требует
пополнения оборудования
образовательного процесса и совершенствования развивающей среды.
В учреждении имеется в наличии и функциональном состоянии
6
компьютеров, 2 многофункциональных устройства (лазерные), 2 принтера и
др., 2 интерактивные панели, существует выход в сеть Интернет, собственный
сайт и электронная почта. Связь дошкольного учреждения со средствами
массовой информации находится на удовлетворительном уровне. Однако
недостаточно организована рекламная кампания услуг, предоставляемых
детским садом. Чаще всего реклама ограничивается информацией на
родительском собрании или тематических стендах. Из бесед с родителями,
детей, поступающих в МБДОУ № 3 "Берёзка" г. Сальска, выявлено, что
информацию о детском саде они получили в основном от родственников и
знакомых. Необходимо
оптимально
использовать
возможности
сайта
учреждения.
Проблемное поле:
- низкий образовательный уровень педагогов в области использования ИКТ
(недостаточное использование педагогами информационно-коммуникационных
технологий в работе с детьми);
- отсутствие опыта работы большинства педагогов в дошкольной сфере –
отсутствует базовое образование как педагогов дошкольного образования,
имеется переподготовка по заочно-дистанционной форме обучения.
Образовательная программа дошкольного образования Муниципального
бюджетного дошкольного учреждения «Детский сада № 3 «Берёзка» г. Сальска
обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным
направлениям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому,
художественно-эстетическому, физическому.
Содержание воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ определяется
образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 3 «Берёзка» г.
Сльска и Адаптированной образовательной программой дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с
тяжелыми нарушениями речи) Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад №3 «Берёзка»
г. Сальска,
9

разработаными в соответствии с ФГОС дошкольного образования, ФОП ДО,
ФАОП ДО. Содержание программ реализуется в процессе разнообразных видов
детской
деятельности:
игровой,
коммуникативной,
познавательноисследовательской,
двигательной, восприятие художественной литературы,
конструирование,
изобразительной,
музыкальной,
трудовой.
Работа
педагогического коллектива характеризуется целостностью, предусматривает
взаимосвязь между различными видами деятельности. Полноценность
воспитательно-образовательного процесса обеспечивается сотрудничеством всех
педагогических работников МБДОУ – воспитателей и специалистов
(музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя –
логопеда, педагога - психолога).
Работа МБДОУ по социально-коммуникативному развитию дошкольников в
соответствии с ФГОС дошкольного образования направлена на: усвоение и
присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей,
принятых в российском обществе; развитие общения ребёнка со взрослыми и
сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и
сотрудничеству; формирование у ребенка основ гражданственности и
патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье,
сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в
целом; развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и
эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений; развитие
самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком
собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества; формирование основ социальной навигации и безопасного
поведения в быту и природе, социуме и медиапространстве (цифровой среде).
Социально –
коммуникативное
направление включает
совместную
деятельность детей со взрослыми и сверстниками, игровую и трудовую
деятельность, общение, патриотическое, гражданское, гендерное воспитание.
Социально - коммуникативное развитие является приоритетным направлением
нашего МБДОУ и включает в себя: сферу социальных отношений, формирование
основ гражданственности и патриотизма (рамках регионального компонента
образовательной программы в МБДОУ реализуется опыт работы «Нравственнопатриотическое воспитание дошкольников на основе любви к родному городу»),
сферу трудового воспитания,
формирование безопасного поведения (в
соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО ведется работа по основам
безопасности жизнедеятельности детей.
Работа включает в себя систему
развивающих заданий для детей старшего дошкольного возраста,
предполагающие разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры,
тренинги, беседы) и направлены на формирование основ экологической культуры,
ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными
предметами, безопасного поведения на улице).
Ввиду того, что безопасность жизнедеятельности является одной из
актуальнейших проблем, мы считаем, что нужно наиболее
эффективно
организовать работу по данному направлению на основе принципа интеграции в
10

соответствии с возрастными особенностями воспитанников (составление
перспективных планов на интегративной основе).
Познавательное развитие предполагает: развитие любознательности, интереса
и мотивации к познавательной деятельности; освоение сенсорных эталонов и
перцептивных
(обследовательских)
действий,
развитие
поисковых
исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности
к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания;
формирование целостной картины мира, представлений об объектах
окружающего мира, их свойствах и отношениях; формирование основ
экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы
Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных
сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде,
воспитание гуманного отношения к природе; формирование представлений о себе
и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях,
традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества,
многообразии стран и народов мира; формирование представлений о количестве,
числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени,
математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логикоматематическими способами их познания; формирование представлений о
цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного
использования. Познавательное направление включает образовательную
деятельность, экспериментальную и опытническую деятельность, игровую
деятельность, экскурсии, проектную деятельность.
В познавательном арсенале детей имеются различные средства и способы
познания окружающего мира (познавательная литература, наблюдения, опыты,
игры-экспериментирования). В ДОУ имеется Цифровая лаборатория для
дошкольников «Наураша в стране Наурандии» - цифровой учебно-методический
комплекс для обучения детей 5-7 лет естественно-научным дисциплинам с
помощью наглядных экспериментов. Хорошему освоению знаний способствует
организация образовательной деятельности с использованием разнообразных
форм и видов детской деятельности: развивающие игры, игры экспериментирования, совместная деятельность педагогов с детьми, создание
развивающей предметно-пространственной среды. В каждой возрастной группе
функционируют уголки экспериментирования и центры познавательной
активности. В МБДОУ созданы условия для формирования у детей
элементарных математических представлений. Используется образовательный
комплект «Увлекательная математика», который состоит
из Программы
математического развития детей 5-7 лет и многофункциональных пособий,
которые помимо формирования математических навыков выполняют ряд других
функций. Имеется демонстрационный и раздаточный материал для обучения
детей счёту, развития представлений о величине предметов и их форме,
пространственных
и
временных представлений. Педагогами МБДОУ
используются дидактические игры для развития у детей логического мышления,
памяти.
11

Игра является основным видом деятельности дошкольников. Предметноигровая среда построена так, что дети могут участвовать во всем многообразии
игр:
сюжетно-ролевых,
строительно-конструктивных, театральных,
развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных
играх и спортивных развлечениях. Созданы условия для возникновения и
развёртывания игры, для развития общения между детьми в игре,
используется современное оборудование для сюжетно-ролевых игр. Педагоги
реализуют индивидуальный подход в организации игры, используют игровые
приёмы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов. Для
развития конструктивной деятельности детей в группах не достаточно созданы
необходимые условия. Не во всех группах имеются мелкий (настольный) и
крупный (напольный) строительные материалы, пластмассовые и деревянные
конструкторы.
Однако, в работе МБДОУ мы видим потребность педагогов в инновационной
деятельности, внедрения в практику работы современных педагогических
технологий
(технологии
проектной
деятельности,
информационнокоммуникационных технологий, технологии портфолио дошкольника и
воспитателя, квест – технологии, игровые развивающие технологии), которые
направлены на реализацию ФГОС ДО и ФОП ДО. На основе этого в МБДОУ
необходимо создать систему методического и дидактического обеспечения
использования современных образовательных технологий.
«Речевое развитие» включает владение речью как средством коммуникации,
познания и самовыражения; формирование правильного звукопроизношения;
развитие звуковой и интонационной культуры речи; развитие фонематического
слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса; развитие
грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической);
ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор,
художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного
восприятия; развитие речевого творчества; формирование предпосылок к
обучению грамоте. Работа по развитию речи прослеживается во всех
направлениях работы с детьми. Эта работа проводится во взаимодействии
воспитателей, музыкальных руководителей, инструктора по физической
культуре, учителя-логопеда. В МБДОУ созданы условия для развития речи детей.
Для повышения речевой активности, в группах старшего дошкольного
возраста оформлены речевые уголки, в которых выставлена литература, игры
и пособия по развитию речи дошкольника. Но в недостаточном количестве в
возрастных группах старшего дошкольного возраста имеются компоненты,
способствующие формированию предпосылок к обучению грамоте.
Специфика МБДОУ и особенности контингента детей предусматривает
организацию особых условий для проведения коррекционной работы. Для этого
в МБДОУ имеется кабинет учителя-логопеда, который оснащён современным
оборудованием (Логопедический стол). Оказывается необходимая коррекционная
помощь детям с нарушениями речи. Основной контингент детей, получающих
логопедическую помощь – это дети - логопаты с речевым заключением ОНР-II и
12

III уровней, ФФНР. В течение года работает ППк. Анализируя результаты
коррекции речи, была выявлена необходимость обращать внимание детей на
активное употребление слов – антонимов и синонимов, на расширение объёма
лексического запаса с привлечением в активный словарь слов-признаков
предметов и глагольной лексики различной тематики. Поэтому возникла
необходимость наполнения содержания коррекционных занятий играми и
упражнениями,
способствующими
формированию
у
дошкольников
индивидуальных способностей к самостоятельному связному высказыванию. Так
же необходимо использовать метод наглядного моделирования и логосказки.
Анализ сложившейся ситуации показал, работа должна быть направлена на
создание условий для совершенствования системы коррекционного образования
(пополнение среды развития, разработка пакета нормативно-правового, методикодидактического и диагностического сопровождения).
«Художественно-эстетическое
развитие»
предполагает:
развитие
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к
окружающему миру, воспитание эстетического вкуса; формирование
элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр,
народное искусство и другое); формирование художественных умений и навыков
в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном
конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах,
музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое); освоение
разнообразных средств художественной выразительности в различных видах
искусства; реализацию художественно-творческих способностей ребенка в
повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники,
развлечения и другое); развитие и поддержку самостоятельной творческой
деятельности
детей
(изобразительной,
конструктивной,
музыкальной,
художественно-речевой, театрализованной и другое). Художественно –
эстетическое
направление
включает
образовательную
деятельность,
организованную творческую деятельность, театрализованную деятельность,
праздники, развлечения, конкурсы, выставки. Основное внимание в системе
художественно-эстетического развития детей уделено изобразительной и
музыкальной деятельности. Система планирования
продуктивных видов
деятельности в МБДОУ включает в себя: фронтальные занятия (рисование,
аппликация, лепка); комплексные занятия с использованием нетрадиционных
способов рисования; самостоятельную деятельность (творческие задания для
активизации самостоятельной деятельности, творческая деятельность по
интересам в свободное время). В каждой возрастной группе имеются уголки
изодеятельности, стены творчества. Так же имеется Центр «Творчество» для
детей от 3-7 лет. Пособия, которые входят в игровой многофункциональный стол,
помогают расширить представление педагогов о понятии «творчество» и развитии
творческих способностей у детей через многообразие форм и приемов
взаимодействия с материалами, а также нестандартности самих пособий, их
13

«открытости», многофункциональности. Имеющийся Центр «Конструирование»
направлен на решение следующих задач: развитие навыков сотрудничества,
умения работать в небольших группах, слышать другого, принимать различные
точки зрения; развитие произвольности и саморегуляции поведения, умение
доводить начатое дело до конца; развитие творческих способностей,
воображения; поддержка детской инициативы, активности и самостоятельности;
развитие математических способностей; развитие умения планировать свою
деятельность; развитие мыслительных операций, творческого, инженерного
мышления. Игровой многофункциональный стол так же оснащен карточками для
индивидуальной работы в самостоятельной и организованной деятельности и
пособием (методическими рекомендациями) для педагогов и специалистов ДОО
по использованию набора «Конструирование». Игровой комплекс «Центр
творчества и конструирования» предназначен для конструирования,
моделирования и свободного творчества детей от 3 до 8 лет.
В МБДОУ созданы условия для музыкальной и театрализованной деятельности
детей. В каждой группе имеются театрализованные уголки с различными видами
театра. В МБДОУ имеется достаточное количество костюмов для детских сказок,
приобретены кукольные театры. Стало традицией проведение разнообразных
досугов, праздников: «Осенины», «Проводы зимы», «Праздник мам», «Весна красна», «День защиты детей», «Скоро в школу». Для реализации данного
направления в МБДОУ имеются: музыкальный зал, который оборудован
современной аудио-техникой. В групповых комнатах оформлены уголки для
развития музыкальных, творческих способностей.
Однако
следует
отметить,
что
необходимо
больше
проводить
интегрированных занятий, в частности ИЗО дополнять прослушиванием музыки,
рассматриванием живописи и т.д., этот вид обучения ещё не нашел прочного
места в нашем коллективе, делаются только разовые попытки в проведении
аналогичных занятий.
«Физическое развитие» включает: приобретение ребенком двигательного
опыта в различных видах деятельности детей, развитие психофизических качеств
(быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных
способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики; формирование опорнодвигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в
пространстве; овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье,
ходьба, бег, прыжки); обучение общеразвивающим упражнениям, музыкальноритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и
элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный
теннис, городки, кегли и другое); воспитание нравственно-волевых качеств (воля,
смелость, выдержка и другое); воспитание интереса к различным видам спорта и
чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов;
приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование
представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах
безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание
бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
14

Физкультурно-оздоровительное направление включает мониторинг состояния
здоровья
детей,
организацию
оптимального
режима,
организацию
образовательной деятельности 3 раза в неделю, обеспечение рационального
питания, формирование привычки к здоровому образу жизни, организацию
рациональной двигательной активности в течение дня, закаливание, создание
безопасной предметной среды для физического развития, сотрудничество с
родителями. При организации работы по здоровьесбережению в учреждении,
коллектив использует разработанную технологию здоровьесберегающей
деятельности. В МБДОУ проводится мониторинг здоровья, в содержание
которого входит: анализ заболеваемости, контроль и учет групп здоровья детей,
виды детских заболеваний, индекс здоровья. В каждой возрастной группе ведется
паспорт здоровья.
Анализ состояния здоровья и физического развития выявил, что в МБДОУ не
достаточно ведется работа по формированию двигательной активности на
занятиях и прогулке.
Анализ полученных результатов МБДОУ подтвердил необходимость
осуществления работы по оздоровлению детей, оптимального включения
здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс,
включение
оздоровительных задач в различные виды детской деятельности. Одним словом,
оздоровительная работа в Учреждении осуществляется на основе данных
состояния здоровья, уровня психофизического, моторного развития детей с
учетом их индивидуальных, личностных особенностей каждого воспитанника.
В МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска в конце учебного года проводится
анкетирование родителей с целью обеспечения качества услуг по дошкольному
воспитанию и удовлетворению запросов родителей в отношении дошкольного
воспитания. Анализ степени удовлетворенности родителями качеством
образовательного процесса на основе анкетирования за 2023-2024 учебный год
показал, что:
- большинство родителей положительно оценивают качество предоставляемых
образовательных услуг. 89% опрошенных родителей полностью удовлетворены
качеством оказываемых образовательных услуг в ДОУ;
- 89% родителей с читают, что в МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска созданы все
условия для удовлетворения познавательных и интеллектуальных запросов
ребёнка, развития его способностей;
- 93% удовлетворены уровнем взаимодействия между родителями и
воспитателями;
- 91% родителей воспитанников удовлетворены степенью информированности о
своем ребенке, о работе группы, о МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска в целом;
- 94% родителей воспитанников полностью удовлетворены качеством
оказываемых услуг по присмотру и уходу в ДОУ.
МБДОУ на договорной основе взаимодействует с социальными институтами
г. Сальска.
Социальные партнеры и совместные мероприятия.
15

Социальные партнеры

Результаты взаимодействия
Родители и педагоги являются равноправными и
Родители
заинтересованнымисоциальными партнерами по реализации
воспитанников
Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ
№ 3 «Берёзка» г. Сальска.
ГБУ РО "ЦРБ" в Диспансеризация воспитанников 1 раз в год с последующими
Сальском
районе рекомендациями по профилактике заболеваний.
(поликлиническое
Санитарно - просветительская работа с родителями, медицинским
отделение для детей) и педагогическим персоналом (общее родительское собрание,
педсовет, санминимум).
Своевременное выявление у детей первоначальных форм
различных заболеваний.
Своевременная вакцинация.
Ежегодное проведение профилактических осмотров детей узкими
специалистами.
Предоставление периодических изданий, книг из фонда
МБУК ЦБС
библиотеки,
справочно-библиографическое
обслуживание.
библиотека № 5
Совместное
проведение
экскурсий,
праздников,
выставок,
(филиал)
конкурсов.
 участие в культурно-массовых мероприятиях микрорайона;
МБОУ СОШ № 5
 изучение воспитателями ДОУ программ начальных классов;
г. Сальска
 анализ результатов успеваемости бывших выпускников детского сада;
 отслеживание результативности подготовки детей к
школьному обучению.
МБУ Центр ППМС
Оказание консультативной помощи в трудных социально –
помощи Сальского
психологических ситуациях в семье и детском коллективе ДОУ.
района.
Обследование детей с ОВЗ и определение программы.
ТПМПК.
ВДПО Сальского
Проведение совместных мероприятий по профилактике пожарной
городского отделения безопасности.
Ростовской области.
Участие в конкурсах по противопожарной тематике «Неопалимая
Купина»
МБУ ДО «Детская
школа искусств

Досуговая деятельность, конкурсы, концерты.

г. Сальска № 2».
МБУ ДО «ДЮСШ» Досуговая деятельность спортивной
и оздоровительной
Сальского района.
направленности, конкурсы, соревнования.
МБУ ИМЦ
Обеспечение методического сопровождения воспита-тельноСальского района.
образовательного процесса ДОУ, а также оказание
содействия в организации
педагогических работников.
Управление
образования
Сальского района.

повышения

квалификации

Осуществление функций финансирования и муниципального контроля за деятельностью МБДОУ.

16

Существующая
система
взаимодействия
с
некоторыми социальными
институтами требует совершенствования, так как нет четкого плана
преемственности. Последнее время все острее становится проблема обновления
содержания образования в детском саду, связанная с введением ФОП ДО. В связи,
с чем необходима объемная работа по модернизации содержания образования
детей, форм
организации
детской
деятельности,
планирования
образовательной работы педагогов, реализации образовательной программы
учреждения, повышению уровня профессиональных знаний и умений по
реализации принципов ФГОС ДО.
В соответствии с Уставом и организационно-правовой формой бюджетное учреждение, в МБДОУ создана и функционирует достаточно
эффективная, профессиональная, компетентная система административного,
оперативного управления, в которую входят следующие органы управления:
общее собрание работников Учреждения, педагогический совет Учреждения,
совет Учреждения, попечительский совет Учреждения.
В МБДОУ практикуется: моральная и материальная поддержка
инициативы работников.
На основании Постановления Главы Сальского
района, положения о выплатах стимулирующего характера ежеквартально
педагогам устанавливаются доплаты, в соответствии с критериями
разработанными комиссией. Регулярное проведение консультаций, детальное
обсуждение порядка работы, разработка и внедрение правил и инструкций
позволяет добиваться
слаженности
и
тщательности
в
исполнении
должностных обязанностей работников.
Деятельность учреждения
регламентируется постановлениями, приказами и распоряжениями учредителя;
локальными актами учреждения; приказами и распоряжениями заведующего
МБДОУ.
Однако, требует доработки нормативно-правовая база учреждения в
соответствии с введением новых нормативно-правовых документов.
Педагогический коллектив в МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска
характеризуется своей сформированностью. Актуальной
проблемой
для
МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска является отсутствие опыта работы у молодых
педагогов. Образовательный уровень кадров детского сада не достаточно высок:
общее количество педагогов с высшим образованием составляет 40%; среднепрофессиональное - 60%; 2 педагога обучаются в образовательных учреждениях.
В МБДОУ существует необходимость работы по повышению уровня
квалификационной категории (общее количество педагогов без категории 80%).
В детском саду с педагогами проводится планомерная работа по повышению
их профессионального
уровня,
стимулированию
их
инновационной
активности. В 2023 – 2024 учебном году все педагоги (100%) повысили свою
квалификацию по проблеме «Внедрение федеральной образовательной
программы дошкольного образования: требования и особенности организации
образовательного процесса».
17

Анализ кадрового обеспечения показал, недостаточный
уровень
владения
педагогами
современными информационно-коммуникационными
технологиями и инновационными формами и методами образовательной работы с
дошкольниками.
У детского сада налажены связи на договорной основе с
различными социальными институтами (здравоохранения, культуры и др.)
Однако, следует наладить систему
работы по выполнению плана
взаимодействия с социальными институтами, систему отслеживания качества
проводимой работы.
Таким образом, можно сформулировать противоречия, на разрешение
которых и будет направлена настоящая программа развития:
 между реальной сетью образовательных услуг, предоставляемых
МБДОУ, и реальными образовательными потребностями социума;
 между уровнем информатизации образовательной среды и недостаточной
подготовленностью педагогических кадров и материально – технической базы
МБДОУ к работе в данных условиях (отсутствие в достаточной мере
компьютеров, мультимедийных установок);
 между необходимостью системного использования современных
образовательных технологий и отсутствием системы в их использовании у
педагогов;
 между существующей материально-технической базой и современными
требованиями к ней;
 между современными требованиями к уровню здоровья,
сформированностью культуры здоровья у дошкольников и недостаточными
возможностями МБДОУ в их удовлетворении;
 между необходимостью включения педагогов, детей, родителей в
воспитательно–образовательный процесс посредством проектной деятельности и
неготовностью определенной части педагогического коллектива к такой работе.
4. Концепция программы развития МБДОУ
Цель - формирование единой стратегии развития образовательного
учреждения, обеспечивающего переход на качественно новый уровень. Создание
системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на
качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые
возможности для полноценного физического и психического развития детей, как
основы их успешного обучения в школе. Повышение качества образования и
воспитания через внедрение современных педагогических технологий.
Концептуальными задачами выступают:
1. Создание системы управления качеством образования дошкольников,
путём введения:
- новых условий и форм организации образовательного процесса (совместная и
самостоятельная деятельность);
- новых образовательных технологий (технологии проектной деятельности,
образовательный квест, информационно-коммуникационных технологий,
18

технологии портфолио дошкольника и воспитателя, инновационных игровых
технологий);
- пополнение методического и дидактического обеспечения.
2. Создать условия для совершенствования здоровьесберегающей
деятельности МБДОУ.
3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в
соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО.
4. Обновление развивающей образовательной среды МБДОУ,
способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности в
соответствии с требованиями ФОП ДО.
5. Укрепление и обогащение материально–технической базы МБДОУ.
6. Развитие системы управления МБДОУ на основе повышения
компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.
Руководствуясь законом РФ «Об образовании», ФГОС ДО, ФОП ДО,
Конвенцией о правах детей, Стратегией развития воспитания в Российской
Федерации деятельность МБДОУ основывается на следующих принципах:
 Гуманизации, предполагающей ориентацию взрослых на личность
ребёнка.
 Демократизации,
предполагающей
совместное
участие
воспитателей, специалистов, родителей в воспитании и образовании детей.
 Дифференциации и интеграции, предусматривает целостность и
единство всех систем учебной деятельности и решение следующих задач:
психологическое и физическое здоровье ребёнка; формирование начал
личности.
 Принцип развивающего обучения предполагает использование новых
развивающих технологий развития детей.
 Принцип вариативности модели познавательной деятельности,
предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей
развития каждого ребенка.
 Принцип
общего
психологического
пространства,
через
совместную деятельность.
 Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы
через собственную деятельность под руководством взрослого.
Этапы реализации программы
I. Организационно-подготовительный этап (2024г.)
Цель: Определение возможностей МБДОУ и готовности коллектива для
реализации задач по реализации ФОП ДО.
Содержание:
1. Изучение и составление банка нормативно-правовых и методикодиагностических материалов в соответствии с требованиями ФОП ДО.
2. Определение направлений развития МБДОУ.
3. Приведение в соответствие с современными требованиями нормативноправового, материально-технического, кадрового обеспечения.
19

4. Создание условий для совершенствования системы взаимодействия с
родителями.
5. Установление содержательных связей с учреждениями микросоциума.
6. Проектирование педагогической деятельности МБДОУ (разработка
образовательной программы, Программы развития).
II. Внедренческий (основной) этап (2025–2028 гг.)
Цель:
Развитие
образовательного
учреждения,
оптимизация
функционирования МБДОУ.
Содержание:
1.
Внедрение
подпрограммы
«Реализация
Федеральной
образовательной программы в МБДОУ».
2.
Реализация Образовательной программы, разработанной в
соответствии с ФОП ДО.
3.
Внедрение подпрограммы «Управление качеством дошкольного
образования»
4.
Внедрение подпрограммы «Здоровое детство».
5. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды,
способствующей реализации нового содержания дошкольного образования в
соответствии с требованиями ФОП ДО.
6.
Совершенствование
материально-технической
базы
в
соответствии с требованиями ФОП ДО.
7.
Внедрение современных педагогических технологий.
8.
Создание условий для расширения возможностей использования
информационно - коммуникационных технологий в процессе управления
МБДОУ и повышении качества образовательной деятельности.
9.
Построение содержания образования на интегративной основе.
III. Итогово - аналитический этап (2029 г.)
Цель: Внутренняя и внешняя экспертная оценка достижений.
Формирование адекватных и целостных представлений о реальном состоянии
образовательной системы.
Содержание:
1. Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели
образовательного пространства, обеспечивающей новое качество образования.
2. Анализ реализации подпрограммы «Реализация Федеральной
образовательной программы в МБДОУ».
3.
Комплексная
оценка
эффективности
здоровьесберегающей
деятельности МБДОУ на основе подпрограммы «Здоровое детство».
4. Анализ реализации подпрограммы «Управление качеством дошкольного
образования».
5. Определение новых направлений развития МБДОУ.
6. Анализ содержания на интегративной основе.

20

5. Мероприятия по реализации программы.
Реализация поставленных
задач
Введение новых
образовательных технологий
(технологии проектной
деятельности, образовательный квест, информационнокоммуникационных технологий, технологии портфолио
дошкольника и воспитателя,
инновационных игровых
технологий).
Обновление методического и
дидактического обеспечения
для реализации ФОП ДО.

Создать
условия
совершенствования
здоровьесберегающей
деятельности МБДОУ.

Мероприятия по реализации подпрограммы

1. Разработка системы обучения педагогов применению технологии
проектирования в образовательном процессе.
2. Разработка системы проектов по всем возрастам в рамках
реализации Образовательной программы, основываясь на комплекснотематическом планировании, циклограмме праздничных
мероприятий, традиций МБДОУ.
3. Тренинг «Педагогическое проектирование как метод управления
инновационным процессом в дошкольном учреждении».
4. Презентации «Особая форма взаимодействия педагогов и
специалистов в процессе реализации проектов».
6. Создание группы, занимающейся внедрением ИКТ в
образовательный процесс.
7. Создание электронных документов в образовании (планирование,
отчеты, организация детской деятельности, рабочие листы, т.д.)
8. Повышение квалификации педагогов на курсах по информационнокоммуникационным технологиям.
9. Оснащение необходимым оборудованием и компьютерными
программами.
10. Работа сайта МБДОУ.
11. Изменение содержания работы образовательного процесса на
интегративной основе (составление перспективных планов на основе
интеграции образовательных областей).
для 1. Разработка системы мероприятий, направленных на укрепление
здоровья, снижение заболеваемости воспитанников (Подпрограмма
«Здоровое детство»)
2. Изучение инновационных здоровьесберегающих технологий.
21

Сроки
выполнения
2024-2025 г.г.
2024-2025 г.г.

2025-2026 г.г.
2025-2026 г.г.
2025-2026 г.г.
2026-2027г.г.
2026-2027 г.г.
2027-2028г.г.
2028-2029 г.г.
2028-2029 г.г.
2024 г.
2024-2025 г.г.

Повышение
уровня
профессиональной
компетентности педагогов в
соответствии с требованиями
ФОП ДО.

3.Использование разнообразных форм по повышению эффективности
двигательной активности детей.
4. Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам
охраны жизни и здоровья детей через семинар «Здоровьесберегающие
технологии, их применение в рамках ФОП ДО».
5. Комплекс методических мероприятий (семинары – практикумы,
открытые занятия и др.) по организации двигательной деятельности
детей и занятий физической культурой.
6. Пропаганда среди семей воспитанников активной позиции по
отношению к физическому воспитанию (совместные спортивные
мероприятия)
7. Организация консультативной помощи (на родительских собраниях,
наглядная информация, пополнение материалами странички
«Здоровьесберегающая деятельность» на сайте).
1. Составление плана - графика повышения квалификации педагогов в
соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
2. Информирование педагогов о возможности прохождения
профессиональной переподготовки.
3. Участие педагогических работников в районных МО по вопросам
ФОП ДО.
1. Совершенствование предметно-развивающей среды в МБДОУ в
соответствии с требованиями ФОП ДО.
2. Пополнение программно-методического, методико-дидактического
и диагностического сопровождения образовательной программы
МБДОУ.
3. Обновление развивающей среды по коррекционной работе.

Обновление
развивающей
образовательной
среды
МБДОУ,
способствующей
самореализации ребёнка в
разных видах деятельности в
соответствии с требованиями
ФОП ДО.
Укрепление
материально– 1. Наполнение пространства групповых комнатах МБДОУ
технической базы МБДОУ.
развивающими игровыми компонентами.
2. Приобретение спортивного инвентаря в физкультурный зал.
22

2025-2027 г.г.
2025-2029 г.г.
2025-2029 г.г.
2025-2029 г.г.
2025-2029 г.г.
2024 г.
2025-2026 г.г.
2025-2029 г.г.
2025-2028 г.г.
2025-2029 г.г.
2025-2029 г.г.
2025-2029 г.г.

Развитие системы управления
МБДОУ на основе повышения
компетентности родителей по
вопросам взаимодействия с
МБДОУ

3. Приобретение маркерных досок для занятий.
4. Приобретение светонепроницаемых жалюзи в музыкальный зал.
5. Замена крышек на песочницы.
6. Оборудование транспортной площадки для обучения ПДД.
7. Обновление выносного оборудования.
8. Оборудование уличных навесов и игровых площадок игровыми
развивающими зонами в соответствии с ФОП ДО.
1. Информировать родителей об уровне развития и здоровья детей.
2.Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития
детей.
3. Транслирование деятельности дошкольного учреждения и
родителей воспитанников:
- выпуск информационных буклетов, листовок;
- публикации в СМИ;
- публикации постов в социальной сети ВК;
- сайт МБДОУ.

2025-2029 г.г.

6. Приложения
6.1. Подпрограмма «Реализация Федеральной образовательной программы в МБДОУ»
№
п/п
1
1.1.

Наименование мероприятий

Срок
исполнения

Результат

Формы отчетных
документов

2
3
4
1. Нормативное правовое обеспечение внедрения ФОП дошкольного образования.
Изучение Федеральной образовательной
В течение
Изучение документа
программы дошкольного образования
учебного
года
23

5

1.2.

1.3.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

Изучение инструктивно – методических
Сентябрь Изучение документа
документов по переходу на Федеральную
декабрь
образовательную программу дошкольного
образования.
Дорожная карта по изучению и внедрению
Сентябрь
Система мероприятий,
План
Федеральной образовательной программы
2023 г.
обеспечивающих
сопровождения
дошкольного образования (ФОП ДО) в
внедрение
приказ
МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска
ФОП ДО
2. Организационно – управленческое обеспечение внедрения ФОП дошкольного образования
Координация педагогического коллектива
В теч. уч. г. Создание рабочей группы,
Приказ о
по подготовке введения и реализации
обеспечивающей
назначении
Федеральной образовательной программы
координацию действий
ответственного по
дошкольного образования
коллектива, отвечающего
подготовке и
за информационное,
введению ФОП ДО
научно-методическое,
экспертное
сопровождение процесса.
Организация курсовой подготовки по
В течение
Поэтапная подготовка
Утверждение плана
проблеме введения Федерального
учебного
педагогических и
графика повышения
государственного образовательного
года
управленческих кадров к
квалификации,
стандарта дошкольного образования
введению ФГОС
плана курсовой
подготовки
Предварительный
анализ
ресурсного
2024г.
Получение объективной
Анализ в ходе
обеспечения в соответствии с требованиями
информации о готовности
совещания
ФОП ДО
ДОУ к реализации ФОП
ДО
Организация участия различных категорий
В течение
Обеспечение научноМатериалы
педагогических
работников
в 2024 – 2025
методического
семинаров
муниципальных семинарах и других формах
учебного
сопровождения перехода
работы по вопросам введения ФОП ДО
года
и внедрения ФОП ДО
24

2.5.

2.6.

Разработка и утверждение образовательной
программы
дошкольного
образования
МБДОУ.
Разработка и утверждение Программы
развития МБДОУ

Сентябрь
2023 г.

Создание и внедрение ОП
ДО МБДОУ

В течение
2024 года

Создание и внедрение
программы МБДОУ
Дополнения в документы,
регламентирующие
образовательную
деятельность МБДОУ по
внедрению ФОП ДО
Диагностические
материалы

Локальные акты,
приказы

Активное
профессиональное
взаимодействие по
обмену опытом,
обсуждению проблем и
поиску их решения
Методические
рекомендации

Материалы
семинара

2.7.

Внесение изменений в локальные акты
деятельности МБДОУ

В течение
2023 - 2024
года

2.8.

Мониторинг введения ФОП ДО

2.9.

Проведение семинара «Создание условий по
оптимизации развивающей образовательной
среды
МБДОУ
в
соответствии
с
Федеральной образовательной программой
дошкольного образования».

Сентябрь
2023 г. - май
2024 г.
2024 г.

Протоколы
педагогических
советов
Материалы

План контроля

2.10. Использование «Рекомендаций по
В теч. 2024 г.
Методические
формированию инфраструктуры
материалы
дошкольных образовательных организаций и
комплектации учебно-методических
материалов в целях реализации
образовательных программ дошкольного
образования» (утв. Министерством
просвещения РФ 26 декабря 2022 г.).
3. Материально-технического обеспечения внедрения ФОП дошкольного образования
3.1.
Обеспечение оснащенности развивающей
В течение
Определение
25

образовательной среды в соответствии с
требованиями ФОП ДО

3.2.

3.3.

3.4.

4.1.

2024 – 2025
учебного
года

необходимых изменений
в оснащенности МБДОУ с
учетом требований ФОП
ДО
Обеспечение соответствия материальноВ течение
Приведение в
технической базы реализации
2025 – 2026
соответствие
Образовательной программы дошкольного
учебного
материально-технической
образования МБДОУ № 3 «Берёзка»
года
базы реализации ОП ДО
г. Сальска
МБДОУ с требованиями
ФОП ДО
Обеспечение укомплектованности
В течение
Обеспечение
методического кабинета МБДОУ печатными 2025 – 2026
укомплектованности
и электронными образовательными
учебного
методического кабинета
ресурсами по всем разделам ОП ДО ДОУ
года
МБДОУ справочными
материалами,
методической
литературой
Обеспечение
контролируемого
доступа Постоянно
Расширение
Создание банка
участников образовательного процесса к
возможностей доступа
полезных ссылок,
информационным
образовательным
пользователей к банку
наличие на сайте
ресурсам в сети Интернет.
актуальной
МБДОУ
педагогической
информации о
информации и
внедрении ФОП
обеспечение возможности
ДО.
дистанционной
поддержки участников
образовательного
процесса
4. Создание организационно-информационного обеспечения внедрения ФОП ДО
Обеспечение публичной отчетности МБДОУ
2024 г.
Информирование
Размещение
26

о ходе и результатах введения ФОП ДО

4.2.

5.1.

общественности о ходе и
результатах внедрения
ФОП ДО
Информирование
общественности Постоянно
Обеспечение условий
посредствам официального сайта МБДОУ о
открытости в реализации
внедрении ФОП ДО.
ФОП ДО всех субъектов
образования
5. Кадровое обеспечение внедрения ФГОС ДО
Составление плана-графика повышения
2024 г.
Поэтапная подготовка
квалификации педагогов в связи с
педагогических и
внедрением ФОП ДО.
управленческих кадров к
введению ФОП ДО

5.2.

Информирование педагогов о возможности
прохождения дистанционных курсов по
освоению ФОП ДО

ежегодно

5.3.

Участие педагогических работников
районных МО по вопросам ФОП ДО.

ежегодно

в

публичного доклада
на официальном
сайте МБДОУ
Размещение на
информации на
официальном сайте
МБДОУ
Утверждение плана
графика повышения
квалификации,
плана курсовой
подготовки

Обеспечение
возможности
дистанционной
поддержки участников
образовательного
процесса

6.2. Подпрограмма «Здоровое детство»
Цель: Создание системы воспитания и развития ребенка, направленной на сохранение и укрепление здоровья
детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в виде сохранения собственного
здоровья.
Задачи:
- создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в МБДОУ в целом;
- повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей;
27

- обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков
сохранения здоровья и ответственности за него;
- формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу
жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей.
Название программы
(реализация поставленных
задач)
Повышение физкультурнооздоровительной грамотности
родителей

Обучение навыкам
здоровьесберегающих
технологий: формирование у
детей знаний, умений и
навыков сохранения здоровья

Мероприятия по реализации подпрограммы.
Разработка и реализация направлений по обучению педагогов и
специалистов сотрудничества с родителями по вопросам
здоровьесбережения.
Регулярное проведение Дней здоровья, спортивных досугов
(ежемесячно), праздников.
Ежегодный конкурс «Папа, мама и я – спортивная семья».
Организация совместного проведения с родителями
валеологических досугов.
Подбор интересных материалов и оформление информационных
стендов для родителей в группах: «Здоровая семья – здоровые
дети», «Будем здоровы», «Для мам и пап» и др.
Внедрение активных форм работы с семьей (мастер - классы,
круглые столы, семинары-практикумы, консультации) по темам:
«Виды массажа и их действие», «Дыхательно-звуковые
упражнения» и т.д.
Организации соревнований, конкурсов плакатов по здоровому
образу жизни.
Формирование системы использования здоровьесберегающих
технологий в организации воспитательно - образовательного
процесса.
Разработка и реализация направлений по обучению педагогов и
специалистов сотрудничества с родителями по вопросам
28

Примерные
сроки
выполнения
2024-2025 г.г.
Ежегодно
2024 – 2025 г.г.
Ежегодно
2024-2028 г.г.
2025-2027 г.г.
Ежегодно
2024-2028г.г.
Ежегодно
2024-2028г.
Ежегодно
2024-2028г.
Ежегодно
2024-2028 г.

и ответственности за него
Формирование
профессиональной позиции
педагога, характеризующейся
мотивацией к здоровому
образу жизни, ответственности
за своё здоровье и здоровье
детей

здоровьесбережения
Создание системы эффективного контроля за внедрением в
работу МБДОУ здоровьесберегающих технологий.
Создание странички «К здоровой семье через детский сад» на
сайте.

6.3 Подпрограмма «Управление качеством дошкольного образования»
Название программы
Мероприятия по реализации подпрограммы
(реализация поставленных
задач)
Организовать
эффективное Формирование нормативно – правовой базы.
взаимодействие
всех Обновление образовательной программы, в соответствии с
специалистов
МБДОУ, для изменениями системы образования, запросов семей
выполнения требований по воспитанников, общества (внедрение компетентностного
созданию
условий подхода).
осуществления
Введение федеральной образовательной программы
образовательного процесса
дошкольного образования.
Функционирование группы компенсирующей направленности.
Развитие проектной деятельности МБДОУ: уточнение
концептуальных направлений развития МБДОУ.
Реализация системы комплексно-тематического планирования
(ежедневного, перспективного, в соответствии с реализуемыми
образовательными программами и проектами).
эффективное Подбор и апробация диагностических материалов, позволяющих

Ежегодно
2014-2018 г.
2025 г.

Примерные
сроки
выполнения
2024-2025г.г.
Ежегодно
2024-2025г.г.
Ежегодно
2024-2028 г.г.
2024-2028 г.г.

Создать
систему
методического
и
дидактического обеспечения
проектной деятельности.

Ежегодно
2024-2025 г.
Ежегодно
2025-2026 г.

Организовать

Ежегодно

29

взаимодействие
педагогического
коллектива
для выполнения требований к
содержанию образовательного
процесса.

Разработка системы
коррекционного развития
(ежедневного,
перспективного, в
соответствии с реализуемыми
образовательными
программами и проектами)

Разработать информационную
модель
и
компьютерную
технологию управления
качеством
дошкольного
образования.
Разработать системный подход
к организации непрерывного

контролировать качество образования (на основе программных
требований ФОП ДО).
Составление плана взаимодействия педагогов, родителей,
медицинского персонала, специалистов по направлениям
развития воспитанников.
Разработка циклограммы мероприятий по повышению
компетентности родителей в вопросах воспитания и образования
детей.
Координационная деятельность специалистов по организации и
содержанию коррекционной помощи детям с нарушением
речевого развития.
Разработка рекомендаций по организации развивающей
предметно-пространственной среды для детей с речевыми
нарушениями.
Пополнение кабинета учителя - логопеда оборудованием в
соответствии с требованиями АФОП ДО.
Создание благоприятных условий для психологопедагогического сопровождение МБДОУ.
Анализ условий психолого- педагогического сопровождения
детей.
Рациональное использование развивающей образовательной
среды в коррекционной деятельности.
Создание группы, занимающейся внедрением ИКТ в
образовательный процесс.
Размещение информации на сайте о методической работе
МБДОУ.
Сбор необходимой информации для родителей. Подготовка
материалов и размещение на сайте.
Обучение на курсах повышения квалификации.
Система обучения педагогов в МБДОУ: взаимопосещение
30

2024-2026 г. г.
2024-2025 г.г.
2024-2025 г.г.
2024-2028 г.г.

2025 г.

2025-2029г.г.

2025-2029 г.г.

образования сотрудников.

Найти формы эффективного
взаимодействия МБДОУ с
социальными институтами
Совершенствование
развивающей предметнопространственной среды
помещений и участков
МБДОУ

занятий и режимных моментов, мастер - классы, практикумы,
семинары, консультации, педсоветы, выставки и т.д.
Подготовка и сопровождение аттестации педагогических и
руководящих работников.
Экскурсии, беседы, посещение праздников, выставок, участие в
конкурсах.
Многофункциональное зонирование групп.
Рациональная расстановка современной мебели.
Пополнение современными развивающими играми, новинками
методической и детской литературы.
Приобретение спортивного инвентаря в физкультурный зал.
Пополнение кабинета новинками педагогической литературы,
методическими пособиями.
Приобретение мультимедийной аппаратуры.

31

2025-2029 г.г.
2025-2029 г.г.

7. Планируемые конечные результаты Программы развития
Представленный пакет первоочередных мер в среднесрочной перспективе
должен обеспечить следующие показатели их результативности:
• Реализация новой модели управления МБДОУ.
• Успешное внедрение ФОП ДО в практику работы МБДОУ.
• Эффективная реализация образовательной программы МБДОУ.
• Информационная открытость и эффективная система управления
учреждением.
• Повышение профессионального мастерства педагогических работников
детского сада, овладение педагогическим коллективом инновационными
методиками и технологиями.
• Организация эффективного взаимодействия семьи и МБДОУ в процессе
образовательной деятельности.
• Оснащение развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ в
соответствии с ФОП ДО.
• Повышение рейтинга образовательного учреждения.
Механизмы реализации программы.
Программу развития дошкольного образовательного учреждения
планируется реализовывать на нескольких организационных уровнях:
Уровень реализации
Потребитель (участник)
Персональный
(индивидуальный) Ребенок, педагог, родители
уровень
Групповой уровень
Группы детского сада, воспитатели
групп, родители воспитанников
Общий (учрежденческий) уровень
Медицинский персонал, учительлогопед, администрация МБДОУ, совет
Учреждения
Социальный уровень
Учреждения образования,
здравоохранения, культуры
Административный уровень
Управление образования Сальского
района
МБУ ИМЦ Сальского района

32

Модель педагога МБДОУ (как желаемый результат).
Инновационная и развивающая деятельность поднимает статус
дошкольного учреждения. Одновременно повышается требование к педагогу, к
его работе в инновационном режиме.
Личность может воспитать только личность. Поэтому, в современных
условиях важное значение приобретает образ педагога детского сада.
Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада
в будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как
желаемый результат):
1. Профессионализм воспитателя:
- имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
- свободно ориентируется в современных психолого-педагогических
концепциях обучения, воспитания и здоровьесбережения, использует их как основу
в своей педагогической деятельности;
- владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей
группы;
- умело использует элементарные средства диагностики и коррекции
индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного
подхода;
- владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать
внимание детей на решение педагогических задач, используя личностноориентированную модель взаимодействия с детьми;
- проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
- умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу
применения ИКТ в образовательном процессе;
- стимулирует активность детей на занятии, их увлеченность
познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном
добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала.
2. Проявление организационно-методических умений:
- использует в работе новаторские методики;
- включает родителей в деятельность, направленную на создание условий,
способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у
родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;
- владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей
деятельности.
3. Личностные качества педагога:
- имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую
моральным нормам общества;
- обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на
переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью;
тактичностью;
- владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство,
не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
33

- обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами
успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
- ведет работу по организации тесного взаимодействия медикопедагогического персонала учреждения, родителей и социума.
Модель выпускника дошкольного учреждения
(как желаемый результат).
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее
стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального
формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в
течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного
фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности. Это
позволит ему успешно овладеть видами деятельности и областям знаний на других
ступенях образования.
Модель разработана для детей в возрасте 7 лет, поступающих в школу.
Таким образом, выпускник детского сада должен владеть следующими
характеристиками:
- здоровье - уменьшение количества простудных заболеваний, дней болезни
на одно заболевание, снижение частоты проявлений хронических заболеваний,
снятие синдрома гипервозбудимости, коррекция функциональных отклонений и
отклонений в физическом развитии – положительная динамика;
- коммуникативная компетентность - умение общаться с взрослыми и
сверстниками, владение средствами вербального и невербального выражения своих
чувств, состояний, переживаний и настроений, желаний, умение понятными
средствами выразить отношение к окружающим людям и их поступкам;
- физическая компетентность - забота о своем здоровье, желание
физического совершенствования с учетом возрастных и индивидуальных
возможностей;
- интеллектуальная компетентность - овладение детьми разными способами
решения поставленных задач, умение прогнозировать результат;
- креативность - отношение ребенка к окружающему миру, как к объекту
преобразования и открытия, умение создавать новый продукт, который отличается
оригинальностью, вариативностью;
- любознательность - исследовательский интерес ребенка;
- инициативность и самостоятельность - умение проявлять инициативу во
всех видах детской деятельности, в ситуациях общения с детьми и взрослыми,
добиваться результатов;
- произвольность - соподчинение собственных мотивов и мотивов других
детей. Умение управлять своим поведением в соответствии с определенными
сформированными у него представлениями, правилами и нормами.
Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают
приоритеты в развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего.
34

Модель будущего дошкольного образовательного учреждения
(как желаемый результат).
Модель нового модернизированного дошкольного образовательного
учреждения должна представлять собой современный детский сад, имеющий опыт
работы по развитию физических и психических функций организма, воспитанию
детей от 2 месяцев до 7 лет, их социализации и самореализации.
Перспектива новой модели учреждения предполагает:
- эффективную реализацию комплексной программы развития, воспитания
и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающую
условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового
образа жизни, формирование базовых качеств личности, обогащенное физическое,
познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие;
- обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной
ступени школьного образования;
- личностно-ориентированную систему образования и коррекционной
помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью,
индивидуализированностью подходов;
- расширение участия коллектива, родительского актива в принятии и
реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности
учреждения;
- принципиально новую развивающую образовательную среду, в которой
бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы
«обучения и развития» - возможность самостоятельного поведения;
- высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем
включения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а также
расширения
сферы образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам и
неорганизованным детям микрорайона.
Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате
реализации программы развития.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».