1. Общие положения.
1.1. Положение об оказании логопедической помощи в МБДОУ № 3
«Берёзка» г. Сальска, осуществляющем образовательную деятельность (далее –
Положение) регламентирует деятельность МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска
(далее – организация), в части оказания логопедической помощи
воспитанникам, имеющим нарушения устной речи и трудности в освоении ими
основной общеобразовательной программы – образовательной программы
дошкольного образования МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска (в том числе
адаптированной).
1.2. Задачами Организации по оказанию логопедической помощи
являются:
- организация и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых
нарушений воспитанников;
- организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с
выявленными нарушениями речи;
организация
пропедевтической
логопедической
работы
с
воспитанниками по предупреждению возникновения возможных
нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных
рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с воспитанниками.
2. Порядок оказания логопедической помощи в Организации
2.1. Логопедическая помощь оказывается Организацией в рамках
комплексного психолого-педагогического сопровождения (ППк).
2.2. При оказании логопедической помощи Организацией ведется
документация согласно приложению 1 к Положению.
Срок хранения документов составляет пять лет с момента завершения
оказания логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется
локальным нормативным актом Организации, регулирующим вопросы
оказания логопедической помощи, исходя из:
1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной
образовательной
программе
для
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из рекомендуемого
расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6 - 12 указанных обучающихся;
2) количества обучающихся, имеющих заключение психологопедагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска, развитии и социальной адаптации,
(проведении
коррекционных
занятий
с
учителем-логопедом)
из
рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких
обучающихся;
3) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения
нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики,
проведенной учителем-логопедом Организации, из рекомендуемого расчета 1
штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного
заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей
(законных представителей) несовершеннолетних воспитанников (приложения
№ 2 и № 3 к Положению).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год,
включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают
проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование
обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних
воспитанников,
педагогических
работников,
углубленное
обследование воспитанников, имеющих нарушения устной речи и получающих
логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана
коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики,
уточняющие речевой статус ребёнка.
По запросу педагогических работников возможна организация
внеплановых диагностических мер в отношении воспитанников, демонстрирующих признаки нарушения устной речи. В случае инициации внеплановых
диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть
подготовлена педагогическая характеристика (приложение № 4 к Положению)
воспитанника, демонстрирующего признаки нарушения устной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учительлогопед
проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.4
Положения.
2.6 Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической
диагностики с учетом выраженности речевого нарушения ребёнка,
рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в
получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на
основании распорядительного акта руководителя Организации.
2.7. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в
индивидуальной и
групповой/подгрупповой формах. Количество и
периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий
определяется учебным планом Организации с учетом выраженности речевого
нарушения воспитанников, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.8. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом
режима работы Организации.
2.9. Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется
учителем-логопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов
логопедической диагностики.
2.10. Логопедические занятия проводятся в помещении (кабинет учителя логопеда), оборудованном с учетом особых образовательных потребностей
воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих санитарногигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям
(приложение № 5 к Положению).
2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно
педагогическая работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку
заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная
должностными обязанностями
- методическая, подготовительная,
организационная и иная.
2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников Организации,
родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о
задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей
работы учителя-логопеда с воспитанниками.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
-постоянно действующей консультативной службы для родителей;
-индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников Организации;
-информационных стендов.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных
программ дошкольного образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию
помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных
программ дошкольного образования определяются с учетом локальных
нормативных актов Организации.
3.2. На логопедические занятия
зачисляются воспитанники групп
общеразвивающей направленности, и дети, осваивающие образовательные
программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и
нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по
состоянию здоровья не могут посещать Организацию, получающие
образование на дому, имеющие нарушения в развитии устной речи.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом
2.4 Положения.
Для детей, получающих образование вне Организации, также необходимо
предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 "Медицинская
карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования,
учреждений начального и среднего профессионального образования, детских
домов и школ-интернатов".
3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с
рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной
программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого
нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной
программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в
форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательной программы
дошкольного образования, развитии и социальной адаптации (проведении
коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью
речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в
неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений
речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в
форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с
программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и
утвержденной Организацией.
При организации логопедической помощи детям младенческого и
раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования
родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности
их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной
ситуации развития.
3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин;
для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;
для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
3.6 Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с
рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной
программе дошкольного образования - не более 12 человек;
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями
об
оказании
психолого-педагогической
помощи
обучающимся,
испытывающим
трудности
в
освоении
основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12
человек;
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений
речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная
наполняемость группы определяется в соответствии с программой психологопедагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.
Приложение № 1
ДОКУМЕНТАЦИЯ
МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска
ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда.
3. Расписание занятий учителя-логопеда.
4. Индивидуальные карты речевого развития воспитанников, получающих
логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Приложение № 2
Заведующему МБДОУ № 3
«Берёзка» г. Сальска
Е.С. Сагарь
от _____________________
ФИО родителя
(законного представителя)
Согласие родителя (законного представителя)
воспитанника на проведение
логопедической диагностики ребёнка
Я, _________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) воспитанника
являясь родителем (законным представителем) ___________________________
(нужное подчеркнуть)
(ФИО,
____________________________________________________________________
группа, которую посещает ребёнок
____________________________________________________________________
дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
"__" ____________ 20__ г.
/_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
Приложение № 3
Заведующему МБДОУ № 3
«Берёзка» г. Сальска
Е.С. Сагарь
от ________________________
ФИО родителя
(законного представителя)
заявление.
Я, __________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) воспитанника
____________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) ___________________________
(нужное подчеркнуть)
(ФИО,
____________________________________________________________________
группа, которую посещает ребёнок
____________________________________________________________________
дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии
с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии/
психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное
подчеркнуть).
"__" ____________ 20__ г.
/_____________/_________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
Приложение № 4
Педагогическая характеристика
на воспитанника МБДОУ № 3 «Берёзка» г. Сальска
____________________________________________________________________
(ФИО, дата рождения, группа)
Общие сведения:
______________________________________________________________________________;
дата поступления в МБДОУ
______________________________________________________________________________
образовательная программа (полное наименование)
_____________________________________________________________________________;
- особенности организации образования (нужное подчеркнуть):
1. в группе;
2.
группа:
комбинированной
направленности,
компенсирующей
направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного
пребывания, лекотека и др.);
3. на дому;
4. в медицинской организации;
5. в форме семейного образования;
6. сетевая форма реализации образовательных программ;
7. с применением дистанционных технологий.
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в
образовательной организации): переход из одной образовательной организации
в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другого
класса, смена учителя начальных классов (однократная, повторная),
межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на
основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное
обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных
занятий и др.;
- состав семьи ___________________________________________________________
(перечислить, с кем проживает ребенок – родственные
________________________________________________________________________________
отношения и количество детей/взрослых);
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования
организации, осуществляющей образовательную деятельность:
ребенка
в
1. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы
или название)________________________________________________________;
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы
(для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования:
достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)):
(фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к
обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная),
сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на
критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает
деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при
этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная
напряженность при необходимости публичного ответа, и пр. (высокая,
неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с
очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная,
незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до
готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких
людей,
пытающихся
оказать
поддержку__________________________________________________________,
факты
дополнительных
(оплачиваемых
родителями
(законными
представителями)) занятий с ребенком_______________ (занятия с логопедом,
дефектологом, психологом, репетиторство)_______________________________.
4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая
помощь (конкретизировать): (занятия с логопедом, дефектологом, психологом,
учителем начальных классов - указать длительность, т.е. когда
начались/закончились занятия)_________________________________________
________________________________________________________________.
Вывод ______________________________________________________________
об имеющихся признаках нарушения устной речи,
________________________________________________________________
являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Приложения к характеристике (копии рабочих тетрадей, рисунки и другое).
"__" ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________
Учитель-логопед, принявший обращение:
(указать ФИО, должность в МБДОУ)
Результат обращения:
"__"
____________
20__
/___________/________________________________________
г.
Приложение № 5
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ
При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающими трудности в освоении образовательных программ
дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону
учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для
ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала
и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей;
рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом,
канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать
приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими
играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного
пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых
потребностей детей.
При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное,
многопрофильное
модульное
оборудование,
направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и
творческих возможностей детей.
2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающими трудности в освоении образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования, рекомендуется
предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционноразвивающих занятий и сенсомоторную зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для
ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала
и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей;
рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом,
канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать
мебелью для проведения индивидуальных и групповых логопедических
занятий, приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом,
учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим
материалами.
1.
При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное,
многопрофильное
модульное
оборудование,
направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и
творческих возможностей обучающихся.