1.
Общие положения.
1.1.Настоящее Положение о соотношении учебной и другой педагогической работы в
пределах рабочей недели и учебного года педагогических работников (далее Положение)
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3
«Берёзка» г. Сальска (далее Учреждение) основано на законодательных нормативных актах
Правительства России: Федеральном законе от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», приказе Минобрнауки РФ от 24.12.2010г. № 2075 «О
продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку
заработной платы) педагогических работников», приказе Минобрнауки РФ от 27.03.2006г. №
69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных
работников образовательных учреждений». Трудовым кодексом Российской Федерации,
Устава и иных локальных актов Учреждения, касающихся образовательной деятельности в
Учреждении.
1.2.Положение — это локальный нормативный акт, регламентирующий соотношение
учебной и другой педагогической работы в пределах рабочей недели и календарного года с
учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работников в
Учреждении.
1.3. Действие Положения распространяется только на штатных — работников Учреждения,
чьи должности относятся к педагогическим: старший воспитатель, воспитатели,
музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической
культуре, работающих на условиях трудового договора.
1.4.Соотношение учебной и другой педагогической работы в пределах рабочей недели и
учебного года педагогических работников рассчитывается в соответствии с количеством
ставок по данной должности в штатном расписании.
1.5. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций,
осуществляющих — образовательную деятельность, — определяется коллективным
договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными
нормативными актами организации. осуществляющей образовательную деятельность,
трудовым договором; графиками работы и расписанием занятий в соответствии с
требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
1.6.Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательной деятельности, подборе,
расстановке кадров, научной, финансовой и иной деятельности в пределах, установленных
законодательством Российской Федерации и Уставом Учреждения.
1.7.Все, что осталось неурегулированным Положением, регулируется законодательными
актами о рабочем времени педагогических работников.
2.
Структура рабочего времени педагогических работников.
2.1. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности
включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с
воспитанниками, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая
педагогическая работа, предусмотренная квалификационными характеристиками по
должностям, трудовыми (должностными) обязанностями и Положением о соотношении
учебной и другой педагогической работы в пределах рабочей недели и учебного года
педагогических
работников,
методическая,
подготовительная,
организационная,
диагностическая работа, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами
2
воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных
мероприятий, проводимых с воспитанниками.
2.2. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников
определяются их трудовыми договорами и должностными инструкциями.
2.3.Выполнение основных работ всеми категориями педагогических работников
характеризуется наличием установленных норм содержания деятельности и норм времени на
ее осуществление, установленных в должностных инструкциях Учреждения, оплачивается из
базовой части оплаты труда работников образовательной организации в качестве
должностного оклада
2.2. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку
заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной
продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Режим 36-часовой рабочей недели воспитателям обеспечивается путем одновременной
ежедневной работы двух воспитателей в течение 7 часов 12 минут для каждого воспитателя,
либо замены каждым воспитателем в течение этого времени, отсутствующих воспитателей по
болезни и другим причинам, выполнения работы по изготовлению учебно-наглядных
пособий, методической и другой работы, регулируемой Правилами внутреннего трудового
распорядка Учреждения и иными локальными нормативными актами.
2.3. Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учётом
особенностей их труда устанавливается:
36 часов в неделю: старшему воспитателю, воспитателям, педагогу-психологу;
30 часов в неделю – инструктору по физической культуре;
24 часа в неделю - музыкальному руководителю;
20 часов в неделю - учителю-логопеду.
2.4.Продолжительность рабочего времени (норма педагогической работы за ставку
заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной
продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
2.5.Выполнение педагогической работы регулируется расписанием учебных занятий,
составляемым с учетом педагогической целесообразности, соблюдения санитарногигиенических норм и рационального использования времени педагога, которое
утверждается заведующим Учреждением.
2.6. За педагогическую работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх
установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная
оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.
2.7. Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между
ними предусматривается с учетом соответствующих санитарно- эпидемиологических правил
и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение
преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.
2.9.Должностной оклад, оплачиваемый из базовой части фонда оплаты труда, учитывает
также другую педагогическую работу педагогического работника, требующую затрат
рабочего времени, не конкретизированную по количеству часов, но вытекающую из его
должностных обязанностей, Устава Учреждения, Коллективного договора, Правил
внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов Учреждения:
2.9.1. выполнение обязанностей, связанных со своевременным ведением документов
планирования и диагностики достижения целей педагогической деятельности;
2.9.2.организацию и проведение методической. диагностической и консультативной помощи
воспитанникам и их родителям (законным представителям), участие в родительских
собраниях и иных организационных формах работы с воспитанниками и их родителями
(законными представителями);
3
2.9.3. время, затраченное на организацию и проведение оздоровительных, воспитательных и
других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
2.9.4. выполнение обязанностей, связанных с участием в работе Педагогического совета,
методического объединения и/или другого локального профессионального сообщества.
2.10. Другая часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, которое не
конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей,
предусмотренных Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка Учреждения,
тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется
графиками и планами работы, в т.ч. личными планами (циклограммами) педагогического
работника, и включает:
•
выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогического,
методического советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций,
оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой;
•
организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи
родителям (законным представителям). семьям, обучающим детей на дому в
соответствии с медицинским заключением;
•
время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и
воспитанию детей, изучению их индивидуальных способностей, интересов и
склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
•
выполнение дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей,
непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей
дополнительной оплатой труда (работа с неблагополучными семьями воспитанников и
др.).
Соотношение другой педагогической работы по отношению к учебной не должно быть
больше 1:1 от норм рабочего времени педагога в пределах рабочей недели за ставку
заработной платы.
2.11. При составлении графиков работы педагогических работников перерывы в рабочем
времени, не связанные с отдыхом и приемом работниками пищи, не допускаются, за
исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.
2.12. Периоды времени, в течение которых Учреждение осуществляет свою деятельность,
свободные для педагогических работников, ведущих педагогическую работу, от проведения
учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых
графиками и планами работы, педагогический работник использует для повышения
квалификации, самообразования, научно-методической деятельности, подготовки к занятиям
т.п.
2.13. Периоды отмены образовательной деятельности для воспитанников по санитарноэпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем
педагогических и других работников Учреждения. В такие периоды педагогические
работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе
на основании приказа по Учреждению.
3.
Определение учебной нагрузки педагогическим работникам.
3.1. Объем учебной нагрузки педагогическим работникам устанавливается, исходя из
количества часов по учебному плану и программам. обеспеченности кадрами, других
конкретных условий в Учреждении. Учебная нагрузка педагогического работника,
4
оговариваемая в трудовом договоре, должна соответствовать требованиям законодательства
РФ.
3.2. Объем учебной нагрузки педагогических работников больше или меньше нормы часов за
должностной оклад устанавливается только с их письменного согласия.
3.3. Преподавательская работа в том же Учреждении для педагогических работников
совместительством не считается.
3.4. Учебная нагрузка педагогических работников, находящихся к началу учебного года в
отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет либо ином отпуске,
устанавливается при распределении ее на очередной учебный год на общих основаниях и
передается на этот период для выполнения другими педагогическим работникам.
3.5. Тарификация педагогических работников производится 1 раз в год в сентябре текущего
учебного года. В апреле текущего учебного года может проводиться предварительная
тарификация на следующий учебный год в целях повышения качества расстановки кадров и
обеспечения кадровой политики. При невыполнении по независящим от педагогического
работника причинам объема установленной учебной нагрузки, уменьшение заработной платы
не производится.
4.
Основные обязанности педагогических работников в рабочее время.
4.1. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в
полном объеме утвержденную рабочую программу;
2) соблюдать правовые. нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных
отношений;
4) развивать у воспитанников познавательную активность. самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и
жизни в условиях современного мира. формировать у воспитанников культуру здорового
и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество
образования формы, методы обучения и воспитания;
6) учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их
здоровья, соблюдать специальные условия. необходимые для получения образования
лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при
необходимости с медицинскими организациями;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном
законодательством об образовании;
9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при
поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные
медицинские осмотры по направлению работодателя;
10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке
обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
11) соблюдать Устав образовательной организации, правила внутреннего трудового
распорядка;
12) педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность,
в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные
5
образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к
конфликту интересов педагогического работника.
5.
Распределение рабочего времени воспитателей.
5.1.Воспитатель, исполняющий педагогическую работу в пределах рабочей недели на 1
ставку заработной платы, выполняет должностные функции в первую и вторую половину дня
через день.
Во время исполнения должностных обязанностей в первую половину дня он:
-осуществляет деятельность по графику проветривания, индивидуальную работу с
воспитанниками в соответствии с календарным и перспективным планированием, работу с
детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
-организует и осуществляет утренний фильтр при приеме воспитанников в учреждение,
проводит беседу с родителями (законными представителями) о состоянии здоровья
воспитанников;
-организует работу дежурных воспитанников по уголку природы, столовой, учебной
деятельности;
-предлагает дидактические и сюжетно-ролевые игры воспитанникам для совместной и
самостоятельной деятельности;
-проводит гимнастику с элементами дыхательной и артикуляционной гимнастик, соблюдение
маркировки полотенец при умывании;
-осуществляет воспитание культурно-гигиенических навыков во время приема пищи;
-организует учебную деятельность в соответствие с расписанием организованной
образовательной деятельности, утвержденным руководителем учреждения;
-обеспечивает выход воспитанников на прогулку в строгом соответствии с режимом дня,
утвержденном руководителем для данной возрастной группы;
-обеспечивает организацию и проведение игровой, познавательной, исследовательской.
оздоровительной деятельности воспитанников на прогулке (все составляющие части
прогулки), их безопасность;
-обеспечивает воспитание культурно-гигиенических навыков при приеме пищи
воспитанниками в режиме дня, выдачу и доведение до воспитанников нормы 1.2.3 блюд, в
младших группах докармливает;
-обеспечивает спокойный переход воспитанников к дневному сну и порядок в группе для
передачи группы второму воспитателю; использует в спальне записи звуков природы, тихой
релаксирующей музыки.
5.2.Во время работы во вторую половину дня воспитатель:
-осуществляет прием группы от первого воспитателя: количество детей, состояние их
здоровья, успешность воспитанников в освоении программы, реализуемой в учреждении,
результатах проведенной индивидуальной работы с воспитанниками, в том числе и с детьми,
имеющими ограниченные возможности здоровья, организацию работы с родителями,
состояние групповых помещений;
-обеспечивает условия для полноценного дневного сна воспитанников;
-во время сна детей осуществляет работу с документацией группы, подготовку к
организованной образовательной деятельности во вторую половину дня или на следующий
рабочий день, готовит атрибуты, демонстрационный и раздаточный материал к
образовательной деятельности, готовит консультации для родителей;
-участвует в консультациях с администрацией и другими педагогами учреждения по плану
взаимодействия;
6
-принимает участие в заседаниях педагогического совета учреждения, семинарах,
педагогических часах и пр.;
-оформляет выставки детских работ с указанием темы работы, даты проведения;
-готовит дидактические материалы для совершенствования предметно-развивающей среды
группы и ДОУ;
-организует хозяйственно-бытовой труд воспитанников в уголке природы и пр.;
-обеспечивает выход воспитанников на вечернюю прогулку в соответствии с режимом дня;
-обеспечивает организацию и проведение игровой, познавательной, исследовательской,
оздоровительной деятельности воспитанников на прогулке (все составляющие части
прогулки), их безопасность;
-обеспечивает воспитание культурно-гигиенических навыков при приеме пищи
воспитанниками в режиме дня, выдачу и доведение до воспитанников нормы блюд, в
младших группах докармливает;
-организует консультативную работу с родителями по индивидуальному развитию ребенка,
динамике его развития, организует просветительскую работу по привитию педагогической
культуры родителям;
-обеспечивает индивидуальную работу с воспитанниками по всем направлениям
деятельности, в соответствие с календарным планированием.
6.
Выполнение дополнительно
обязанностей.
возложенных
на
педагогических
работников
6.1.На основе конкретной должностной инструкции работника Учреждения определяются
следующие дополнительные работы, направленные на достижение современного качества
образования:
6.1.1 педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов и
программ воспитанников;
6.1.2.реализация приоритетных направлений программы развития Учреждения;
6.1.3. осуществление инновационной, опытно-экспериментальной деятельности;
6.1.4.внедрение современных, в том числе информационных технологий в образовательную
практику;
6.1.5. обеспечение индивидуализации и вариативности образовательного процесса в работе с
детьми с ОВЗ.
6.2.Нормирование и учет дополнительных работ по реализации приоритетных направлений
программы развития, а также осуществлению инновационной, опытно- экспериментальной
деятельности в каждом конкретной случае определяется на основе приказа по Учреждению
на учебный год и конкретизируется в соответствующем разделе ежегодного плана работы.
6.3.Дополнительные работы по внедрению современных, в том числе информационных
технологий в образовательную практику предполагают:
6.3.1.активное применение современных образовательных технологий в педагогической
практике;
6.3.2. разработку и апробацию сетевых технологий организации обучения и воспитания;
6.3.3.эффективное использование интерактивного оборудования в учебном процессе.
6.4.Оплата дополнительных работ по внедрению современных, в том числе информационных
технологий, производится после аттестации уровня профессиональной подготовки
педагогического работника. Нормирование и учет дополнительных работ по внедрению
современных, в том числе информационных технологий в образовательную практику
осуществляет заведующий Учреждением.
7
6.5.Дополнительные работы по обеспечению индивидуализации и вариативности
образовательного процесса в работе с одаренными детьми нормируются в каждом
конкретном случае в плане индивидуального сопровождения одаренного воспитанника. Учет
этой работы также ведется заведующим Учреждением.
7.
Ответственность педагогических работников.
7.1. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены
федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими
работниками обязанностей, предусмотренных пунктом 2 и 4 настоящего положения,
учитывается при прохождении ими аттестации.
8